YT Avenue - шаблон joomla Авто

Спасо – Преображенский мужской монастырь города Рязани

Общие сведения о монастыре

Исполняющий обязанности игумена: иеромонах Сергий (Акимов)

Почтовый адрес: 390000 г. Рязань, Кремль, д. 1

Телефон: 8-(4912)-28-08-03

Адрес сайта: www.spassmon.ru

Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Храмы монастыря

  • Преображенский соборБогоявления Господня
  • Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • Святого пророка Илии

Престольные праздники

  • Преображения Господня
  • Богоявления Господня
  • Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • Святого пророка Илии
  • Святого Иосифа Обручника

Святыни

  • Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец»
  • Частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого
  • Частица мощей святителя Гавриила Рязанского
  • Частица мощей святой блаженной Матроны Московской

Богослужения

Утреннее – в 6.30
Вечернее – 17.00
В праздничные и воскресные дни – в 8.30

Проезд

Добраться до монастыря можно общественным транспортом до площади соборной (троллейбус № «1», маршрутка № «41»), далее пешком до Рязанского Кремля.

История обители

Краткая история обители

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в черте Рязанского кремля к северо-востоку от кремлевского вала и к югу от Успенского собора. Монастырь с трех сторон окружен оградой, а с четвертой стороны к нему примыкает Консисторский корпус. По углам ограды устроены две башни. В свое время, до разорения в советский период,  на территории монастыря  был  сад и некрополь, на котором хоронили не только насельников обители, но и благотворителей, знатных рязанцев.  В советский период кладбище было разорено. До наших дней не сохранились документы, содержащие дату основания монастыря.  В 1467 году обитель упоминается в связхи с тем, что ему была дана  грамота  великого рязанского князя Ивана Васильевича на вотчины. На протяжении всего времени настоятели монастыря имели сан архимандритов, а не игуменов, чем подчеркивалась важность обители. Были и другие почетные преимущества. Так с 1522 года утренний благовест начинался именно с колокола Спасо-Преображенского монастыря, который подхватывался всеми храмами Переяславля Рязанского (ныне - Рязани). С 1653 года настоятелям было дано право в священнослужении "носить белую шапку",  а  по указу епископа Димитрия (Сеченова) от 16 января 1757 года монастырь стал называться первостепенным. С этого времени у настоятелей появляются наместники. Со второй половины XVIII века настоятели Спасо-Преображенского монастыря становились одновременно и ректорами Рязанской духовной семинарии, оставаясь в сане архимандритов. Это повышало авторитет и обители, и семинарии, так как лучше просматривались будущие кадры духовенства. В 1868 году в Рязани утверждается должность викарного епископа, и монастырь передается под его руководство. С конца XIX века и до закрытия обители ею управляли епархиальные архиереи. В 1920 году монастырь был закрыт и отдан под бараки острозаразных больных. После холерного лазарета в зданиях обители располагался горисполком, затем были расквартированы военные части. С 1935 года территория монастыря со всеми постройками была  передана  в ведение Рязанского окружного музея, но долгое время в этих зданиях находились не только  учреждения, но и проживали люди, даже в Богоявленском храме.

Возрождение монастыря

Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.

 

Монастыри Рязанской митрополии

Спасо-Преображенский мужской монастырь поселка Пронск

Общие сведения о монастыре

Контактная информация: 

Адрес: 391140 р/п Пронск

Игумен - игумен Лука (СТЕПАНОВ)

Тел. настоятеля: 8-967-048-00-00

Адрес сайта: http://pronsk-podvorye.ru/

Проезд до монастыря:

История обители

Пронская Спасская Пустынь

В 2011 году Архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом было принято решение о возрождении еще одной святыни Рязанского края – двухпрестольного храма во имя трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова и мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, единственным из трех храмов Пронской Спасской пустыни, сохранившимся до наших дней. В связи с этим событием, нами начат сбор материалов о закрытой в 1919 году древней обители. Помимо печатных изданий XIX столетия (в них имеются данные, которые не сохранились в подлиннике), подробно изучаются архивные материалы 627 и 973 фондов Государственного Архива Рязанской Области. В этой работе мы постараемся в совокупности уже имеющихся материалов, представить историю данной пустыни.

Пронская Спасская заштатная мужская пустынь находилась «близ уездного города Пронска от Рязани в 50 верстах»[1] на левом возвышенном берегу реки Прони. «Здесь церковь Живоначальныя Троицы с пределом Преображения Господня» - писал в 1852 году исследователь древних монастырей и церквей Ратшин.[2]

Почему же она называется Спасской?

Протоиерей В. Гаретовский в 1866 году пишет: «даже не видится прямой возможности объяснить… почету пустынь называется Спасскою, когда соборная церковь в ней во имя Св. Троицы. Вероятнее всего, существующая до сего времени Троицкая соборная церковь позднего уже происхождения».[3] Он же и предполагает, что в первые времена существования этой обители, главный, и в тоже время, единственный храм её был во имя Преображения Господня, от чего Пустынь и получила название Спасской.[4]

Ну а Пронской обитель называется по местонахождению рядом с древним городом, имеющим свою богатую историю.

Город Пронск расположен на высокой и крутой возвышенности левого берега реки Прони. Он упоминается впервые в Никоновской летописи под 1131 годом. В конце XII века, во время усобиц князей Рязанских, сыновей Глеба, Пронск начинает играть уже историческую роль. Городу пришлось пережить и многочисленные междоусобные брани князей Пронских, и опустошающие набеги татарских полчищ. Так, хан Батый, после разрушения Рязани, полностью разрушил и Пронск. В 1378 году один из князей пронских Даниил был доблестным союзником великого князя Дмитрия Московского в битве с татарами при Воже. Во второй половине XV века Пронское княжество соединилось с Рязанским, а в начале XVI столетия, вместе же с Переяславлем Рязанским, попало под власть великих князей Московских. В середине XVI столетия городу снова пришлось пережить осаду и набеги татар, а в начале XVII века – осаду и освобождение от войск самозванца. Пронские князья, служившие московским царям, играли видную роль в XVI, XVII  и даже в XVIII веках. При царе Алексее Михайловиче они были в числе тех немногих родов, которых звание бояр было наследственное. В 1778 году Пронск был назначен уездным городом Рязанского наместничества и ко времени освобождения крестьян имел 2000 жилищ (без слобод), а по переписи 1897 года (со слободами) – 7800 дворов.[5]

Этот древний город издавна славился своей религиозно-нравственной жизнью. Подтверждением служит существование с древних времен в его приделах трёх иноческих обителей. Это были Богословский женский[6] и Дмитриевский мужской[7] монастыри, находившиеся в самом городе, и Спасская пустынь, расположенная близ его. Первые два монастыря были упразднены в середине XVIII в., а Спасская Пустынь, не раз видевшая и оскудение и возобновление, просуществовала до трагических событий XX века, но ни об истории создания, ни о времени возникновения, ни о первых подвижниках этих трёх древних обителей мы ничего не знаем.[8]

В упомянутых фондах ГАРО в ведомостях о Пронской Спасской пустыни за разные годы так и сообщается: «когда и кем основана сия пустынь неизвестно».[9]

Как пишет Добролюбов в своем историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии: первое упоминание о Спасской пустыни относится к 1640 году в писцовых книгах Борзецова- об угодиях стрельцов говорится, что у них был выгон «против Спасского монастыря». И далеее встречается известие о переведении братии в 1724 г. из Спасской Преображенской пустыни в Скопинский Троицкий монастырь и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время.[10] Интересно, что в Рязанских Достопамятностях архимандрита Иеорима с примечаниями самого Добролюбова[11] за 1889 г. в том же параграфе 352 говорится, что Спасская пустынь по указу государя за 5 мая 1724 года о «свидении малобратных монастырей и пустынек в совокупление с другими» была приписана к Рязанскому Спасскому монастырю. Когда речь идет о столь древних временах, противоречия неизбежны, ведь сохранность документов тех времен мала и нам приходится пользоваться печатными материалами, изданными в основном в XIX столетии.

Так «Список иерархов и настоятелей монастырей» Строева, донёс до нас настоятелей пустыни, которые в разные времена именовались строителями или игуменами. Вот некоторые из них:

Черный посл. Пафнутий уп. в 1665 г.

Прохор уп. в 1734 г.

Феодорит уп. в 1749 г.

Иосиф уп. в 1751 и 56 г.

Иона уп. в 1763 г.

Епифаний уп. в 1781 г…[12]

Первые упоминания о пустыни в архивных материалах Государственного Архива Рязанской области (ГАРО) относятся к 1743 году. В табеле монастырей Рязанской епархии за 1743 год указано: города Пронска в Спасове монастыре иеромонахов 1, монахов 3, трудников 3.[13] Далее,  в деле о количестве монашествующих в монастырях за 1764 год упоминается игумен Иона.[14] Небольшие упоминания о монастыре и его братии встречаются в делах за 1769, 1771, 1790 годы.[15] К началу XIX века сведения о пустыни и её братии становятся регулярными, что дает возможность подробнее представить жизнь пустыни в это время.

В истории обители прослеживаются несколько периодов.

Первое возобновление приходится на первую половину XVIII века, практически сразу после ее упразднения. По описаниям, составленным в 1739 и 1749гг., в обители тогда было две деревянных церкви: церковь Преображения Господня, где находился образ Казанской Божией Матери, особо почитаемый, и церковь Вознесения Господня.[16]

Конец XVIII века – это время активного строительства и переустройства обители. По описи монастыря, составленной порутчиком Нееловым в 1763 г., в ней уже значилась каменная церковь «Св. Живоначальной Троицы о двух пределах об одном апартаменте», построенная рачением игумена Ионы на собранные от подаяния деньги. В 1763 году отстроен был только предельный храм во имя Преображения господня. Внутреннее убранство второго предела и всей церкви принадлежит помещику Ивану Ивановичу Бурцеву, прах которого покоится в Спасской пустыни. Видимо вклад и усердие Ивана Ивановича в обустройство обители били так велики, что в дальнейшем в описаниях пустыни[17] его упоминают как строителя храма. Переустройством келий для настоятелей и братии (до этого времени они были деревянные и крыты соломой) пустынь уже обязана его сыну Андрею Ивановичу Бурцеву. Им же, вероятно, была устроена и каменная ограда вместо плетневой.[18]

Так уже описывается состояние пустыни в ведомости за 1844 год:

Ограда в оной Пустыни кругом вся каменная, четырехугольная; мерою… 248 сажен… Башни на двух углах, с северной стороны каменная двухэтажная, обе крыты железом, а на двух углах к югу одна деревянная на каменном фундаменте, а другая не докончена.

Церковь каменная во имя Живоначальной Троицы с двумя пределами в трапезе по правую сторону во имя Преображения Господня, а по левую - во имя Успения Божией Матери. Построена иждивением помещика Ивана Ивановича Бурцева в 1765 году, покрыта железом и крашена медянкою.

Церковь утварью достаточная.

По штату положено два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника.

Земли под оною Пустынью находится как внутри и снаружи не более трех десятин; в Данковской округе близ села Ивановского 30 десятин пахотной земли; сенных покосов и лесных угодий не имеется; имеется мельница Михайловской округи при селе Кавертове.

Строения состоят из трех отдельных зданий: настоятельские кельи деревянные на каменном фундаменте, братские кельи деревянные на каменном фундаменте, братская трапезная деревянная на каменном фундаменте. Сверх этого скотный двор с сараями для лошадей и коров и амбар для хлеба.[19] А внутри монастыря устроены пруд и три колодца, в пруд протекающие.[20]

В 1866 году 25 июля Пронская Спасская пустынь праздновала свое второе обновление. Предшествовали данному торжеству следующие события.

К середине XIX века пустынь стала приходить в запустение. Бывший тогда строителем иеромонах Феодосий, просил архиерея о перенесении монастыря в село Толпино Ряжского уезда в связи с непрочностью грунта и грозившей, как ему казалось, опасностью разрушения построек. Но архиепископ Смарагд, обозревая церкви и монастыри Пронска, увидел ошибку настоятеля, что и подтвердило  последующее освидетельствование грунта. Назначенный вместо о. Феодосия настоятелем пустыни иеромонах Самуил, в шесть с небольшим лет восстановил почти упавшую совсем обитель, и по его прошению, святейший Синод оставил пустынь на прежнем месте. Этому событию и были посвящены торжества по случаю обновления обители, состоявшиеся в июле 1866 года.[21]

          Однако строительство продолжалось. И уже в 1867 году в ней была закончена, начатая иером. Самуилом в 1855 г., постройка новой каменной церкови под железной кровлей с двумя престолами; по правую сторону престол во имя трех святителей, а по левую во имя св. мученицы Софии трех дщерей её Веры, Надежды и Любови. Церковь построена иждивением Московского Почетного Гражданина Григория Сергеева Васильева.[22] Им же был возобновлен и Троицкий храм.

В самом же монастыре по ведомости 1878 года уже имелись:

каменный двухэтажный корпус для настоятеля, с тремя внизу холодными помещениями, под железной кровлей; каменный братский корпус под железной кровлей; каменный одноэтажный корпус для братской трапезы и кухни под железной кровлей; близ ворот каменная караулка; а так же имеются сараи, конюшня, амбар, баня крытая тесом, каменный ледник крытый дранкою,  и за оградою против ворот монастыря изба на каменном фундаменте и при оной скотный двор.[23]

          По указу Синода в 1881 году в пустыни было введено общежитие.[24]

В 1893 году настоятелю обители игумену Мелетию пронским купцом Григорием Карловичем Томилиным была передана икона Божией Матери Споручница Грушных, ставшая впоследствии чудотворной.[25]

          К началу XX столетия пустынь представляла собой довольно благолепный монастырь, в котором было три храма. Третья церковь каменная с одним престолом во имя сошествия Святого Духа на Апостолов, холодная, была устроена в жилом помещении на третьем этаже. Эта церковь была построена на средства помещицы Варвары Алексеевны Любавской, а после её смерти достроена на благотворительные средства и освящена в 1903 году.[26]

          В 1913 году по штату были положены: настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживало: настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников.[27]

          Издавна жители города Пронска и его окрестностей любили и почитали свою иноческую обитель. В материалах 973 фонда найдено этому прекрасное подтверждение. Еще в 1826 году жителями города было высказано пожелание об учреждении ежегодного крестного хода 6 августа из Пронского собора и всех церквей города Пронска в Спасскую пустынь, о соизволении чего и вышел указ Рязанской Консистории.[28]

          Начало XX века уготовала обители и её подвижникам иную участь. В 1919 году она была закрыта, а имущество передано в ведение УОтсобесов и землеотделам.[29]

          Изучение истории этой святой обители только начинается. Впереди Архивы Москвы и Санкт-Петербурга. Мы надеемся, что наша работа поможет скорому возрождению пустыни.

Михайловский Покровский женский монастырь

Общие сведения о монастыре

Игумения: игумения Сергия (Масляева)

Адрес: 391710, Рязанская обл., Михайловский район, г. Михайлов

Тел.  8-(49130) 27324 – городской

8-903-838-52-46 – сотовый

Число насельниц – 15 человек

Адрес сайта: http://mihailov-pokrov.pravorg.ru/

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Храмы:

В честь Покрова Пресвятой Богородицы

Престольные праздники в честь:

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы,

18 февраля – икона Божией Матери «Взыскание погибших»

Святыни:

  • ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих,
  • чтимый образ Матери Божией «Взыскание погибших»,
  • список с чудотворной афонской иконы Матери Божией «Скоропослушница»

Богослужения:

Будни:

Литургия. Начало в 8.00

Вечернее богослужение. Начало в 17.00

Праздники и воскресные дни:

Литургия. Начало в 8.30

Вечернее богослужение. Начало в 17.00

В среду после вечернего богослужения совершается молебен святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу с чтением акафиста нараспев.

В воскресенье после вечернего богослужения совершается Параклисис (молебен с каноном и акафистом нараспев) Покрову Пресвятой Богородицы.

Проезд:

Автобусом:

ИЗ РЯЗАНИ: Автобусом с автовокзала Мервино. Маршрут: Рязань-Михайлов, не въезжая в город сойти возле моста – трассы  Москва – Волгоград. От моста налево по трассе пешком – 1.5 км. до монастыря.

ИЗ МОСКВЫ: Автобусом с автовокзала Щелковский. Маршрут: Москва – Скопин, до Михайлова, автобус может остановиться напротив монастыря.

Частным транспортом:

Из Москвы от МКАД по Каширскому шоссе. В Районе Каширы будет развилка, выходить на трассу Москва-Волгоград, Астрахань. По этой автодороге ехать до Михайлова. Не въезжая в город будет мост, проехать дальше по трассе км. 1,5, и по правую сторону дороги будет монастырь.

Из Рязани по Михайловскому шоссе, никуда не сворачивая, до Михайлова. Не въезжая в город будет развилка, под мостом направо, выехать на автодорогу Москва - Волгоград, проехать дальше по трассе км. 1,5, и по правую сторону дороги будет монастырь.

История обители

История обители:

Путь становления Свято-Покровской Михайловской женской обители был долог и нелегок. История основания и благоустроения монастыря на Черной горе охватывает почти половину тысячелетия.
«Черная гора» – название возвышенного места в окрестностях города Михайлова, на котором расположен Покровский монастырь. Оно звучит несколько таинственно. Вот уже более трехсот лет на горе находится кладбище,  в настоящее время, к сожалению, наполовину заброшеное. Благочестивые жители издавна приходили сюда, чтобы отслужить заупокойную литию или панихиду по своим умершим родственникам. А приходили поминать часто в черных траурных одеяниях. Отсюда, по всей вероятности, название  – «Черная гора».

Первоначально же Покровский монастырь был основан в другом месте –: в 14 километрах от Переяславля Рязанского (совр. Рязани), в левобережье реки Оки.  В официальных бумагах обитель значилась под названием Рязанского Пустынского Покровского девичьего монастыря. В народе же монастырь знали как Аграфенину пустынь (совр. поселок Аграпустынь), по имени ее основательницы – великой рязанской княгини Агриппины, матери последнего рязанского князя Ивана Ивановича. Она была дочерью князя Василия Бабичева-Друцкого. Первой же игуменией монастыря стала тоже Агриппина, но из боярского рязанского рода; она была дочерью боярина Феодора Глебова . Впервые Покровская обитель упоминается в жалованной грамоте 1 декабря 1506 года. 

Некогда богатый, монастырь к началу XIX века, однако, пришел в упадок. Причиной тому была произведенная ранее (во 2-ой пол. XVIII века) императрицей Екатериной II секуляризация монастырских земель. К тому же к 1819 году  внешние естественно-природные причины  – весенние паводки – стали грозить полным разрушением как хозяйственным постройкам обители, так и самой монастырской церкви.

Положение дел было описано игуменией с сестрами в донесении Преосвященному Сергию (Крылову-Платонову), епископу Рязанскому и Зарайскому. Узнав о трудностях монастыря, купеческое и мещанское общество города Михайлова пожелало видеть обитель непременно в «отечественной их стороне, давно не имевшей такого священного места»  и просило перенести ее «на прилегающее к г. Михайлову место… называемое Черная гора, состоящее близ самой кладбищенской церкви». Данное прошение было утверждено Михайловской городской Думой. При этом предполагалось отвести «навсегда церковь каменную, с приделом, недавно устроенную» с тем,  чтобы совершать «всегдашнее в ней священнослужение и поминовение по умершим предкам..., покоющимся на кладбище»; пашенную землю 39 десятин (более 42 га) отдать обители «впредь до того времени, пока» она будет существовать «на означенном месте».

24 июля 1819 года из Рязанской духовной консистории на имя игумении монастыря Евсевии (Хлебосоловой) с сестрами был получен указ о перенесении Аграфенинского монастыря на Черную гору близ города Михайлова.
По получении указа на новом месте начались строительные работы . Благочестивые жители г. Михайлова, трудясь во славу Божию, помогали перевозить на новое место келейные домики-срубы. Они считали особой честью поучаствовать в строительстве монастыря. На глазах вырастали домик за домиком, возводилась монастырская ограда, была построена колокольня высотой почти в 26 метров. Как уже упоминалось ранее, кладбищенская церковь Воскресения Христова была передана женской обители. Но храм оказался недостаточно вместительным, поэтому возникла необходимость в постройке нового.

Около 1820 года был заложен двухэтажный каменный храм. Высокий, светлый, заметный издали, он стал центром монастырской жизни. В 1830 году первым был освящен престол в нижнем этаже – в честь Софии, Премудрости Божией. Спустя два года, в нижнем храме, с правой стороны, был освящен придел во имя святого Иоанна Предтечи. В 1836 году произошло освящение верхней церкви – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1848 году  – освящение в нижней церкви левого придела в честь святителя Николая Чудотворца. В 1866 году к храму были сделаны  пристройки, а в 1879 году освящен новый придел – в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». В этом приделе находилась соименная ему чудотворная икона, от которой происходило множество чудес и исцелений.  

В обители имелись подвижники благочестия, которые примером своей добродетельной жизни, душеполезными наставлениями укрепляли веру насельниц и способствовали их духовному росту. И до сих пор не оставляют блаженная старица Евдокия (1830-1890) и блаженный иерей Феофилакт (1779-1841) без своей благодатной помощи всех, прибегающих к их молитвенному предстательству.

Блаженная старица Евдокия  поступила в Покровский монастырь в возрасте 20 лет и первые семь лет прожила в нем  примерной послушницей. Затем Евдокия вступила на путь самого сурового подвижничества, называемого юродством. Все течение жизни блаженной Евдокии  явилось воплощением христианского подвига, выражающегося в любви к Богу, бескорыстном служении ближним, нестяжательности, безропотном терпении посланной Богом нелегкой болезни и многом другом. Блаженная Евдокия была великой молитвенницей, усердной постницей, обладала даром рассуждения, являлась примером обладания духа над телом.

В 20-х годах ХIХ века на Михайловской земле жил, подвизаясь подвигом юродства, блаженный иерей Феофилакт Авдеев. Это был великий угодник Божий, который по неизреченной любви ко  Господу и своим ближним  принес себя в жертву самолишения и невинно претерпел множество оскорблений. Блаженный иерей Феофилакт был уроженцем Тульской губернии. Однако почти вся его жизнь была связана с Черногорской обителью, которую он очень любил, и потому нередко подолгу останавливался в ней, назидая сестер примером своей высокой духовно-нравственной жизни. 

Ровно через 100 лет после перенесения монастыря на Черную гору, в 1919 году, обитель была закрыта, хотя литургическая и молитвенно-трудовая жизнь оставшихся в монастыре насельниц все еще теплилась вплоть до середины 1920-х годов. Какое-то время монастырь еще существовал как хозяйственно-трудовая артель, но не долго –  до 1927 года. По закрытии монастыря соборный храм использовался как зернохранилище. На территории монастыря,  в одном из зданий,  располагался  колхозный свинарник.
К середине 50-х годов XX века  монастырь был полностью стерт с лица земли. Остался лишь голый пустырь с воронками от взрывов, со временем заросший бурьяном и кустарником.
Судьба чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», неизвестна. Ныне монастырь продолжает возрождаться.

Летом 1999 года Покровскому монастырю, благолепно устроенному за время своего существования, исполнилось бы 180 лет. Но вынужденный перерыв в жизни монастыря все же не был его печальным концом. Впервые за 80 лет запустения, в праздник Боголюбской иконы Божией Матери (18 июня/1 июля), было совершено Всенощное бдение в часовне, построенной на том месте, где когда-то стоял монастырь.

Спустя немного времени потихоньку затеплилась монашеская жизнь на Черной горе. В 2001 году был освящен деревянный храм  в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в котором сразу же наладилась ежедневная литургическая жизнь. Зазвенели колокола новой храмовой колокольни, возвещающие о возрождении древней михайловской святыни. 2 июля 2005 года была совершена закладка камня на месте взорванного в 1954 году  Покровского собора.

На сегодняшний день в Покровской обители, по милости Божией, совершается положенный круг богослужения,  установлен молитвенно-трудовой ритм повседневной жизни. Ежедневный труд монастырских насельниц  складывается из  различных  послушаний: в храме, в трапезной, на скотном дворе, на огороде и многих других.

Через несколько лет заброшенная прежде местность неузнаваемо преобразилась. Выросли жилые и хозяйственные постройки. Заложен монастырский сад.  Но все же работы в обители всегда много. Так что желающие могут поучаствовать в возрождении монастыря, да и просто потрудиться на послушании для спасения своей души и своих близких.

Паломнические программы

michaylov

Стоимость: Продолжительность:
 500 рублей  1 день

До 1819 года монастырь носил название «Рязанский Пустынский Покровский девичий» (в народе его называли Аграфенинской пустынью) и находился около озера Куцкого, недалеко от Рязани.
18 июня 1819 года его перевели на так называемую Чёрную Гору в восточной части г. Михайлов, а уже в мае 1820 года перевезли и поставили кельи. Монастырю был передан кладбищенский храм Воскресения Христова.
В 1919 году монастырь был закрыт властями, всё монастырское имущество конфисковано и разграблено, храмы опечатаны. Вскоре в монастыре разместился отряд красноармейцев. А через несколько лет на его территории расположилась свиноферма. К концу 1950-х годов все монастырские постройки снесли до основания.
В 1998 году жителями г.Михайлов был построен Храм-часовня в честь иконы Божией матери «Взыскание погибших». Храм освящён митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном 10.10.1999.
27.05.2001 была освящена Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
02.07.2005 архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил закладку камня в основание восстанавливающегося монастырского соборного храма с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
11.09.2007, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, была совершена закладка камня в основание строящегося надвратного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
При монастыре действует воскресная школа, библиотека. Имеется небольшое подсобное хозяйство (птицеводство, животноводство). Трапезная для паломников есть, но отдельной гостиницы не имеется (могут принять максимум 12-15 человек в жилом корпусе).
В настоящее время в монастыре активно ведутся восстановительные работы: воссоздаётся большой монастырский соборный храм с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, достраивается монастырская ограда, заложен сад.

Сайт монастыря: http://mihailov-pokrov.pravorg.ru/

Маршрут

Рязань → г.Михайлов Рязанская обл. → г.Захарово→ г. Рязань

Даты поездок

Программа поездки:

- 6.45 - Молебен о путешествующих в Николо-Ямском храме
- 7.00 - Отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковского, д.8).
- 7.40. Прибытие в Свято-Покровский женский монастырь

Программа паломничества.

Божественная Литургия. Исповедь. Причастие. Поклонение святыням монастыря. Экскурсия по монастырю. Трапеза.
13.00 - г.Захарово. Часовня над могилой блж. Пелагеи Захаровской
14.00-– Отправление в Рязань.
15.00– Прибытие в Рязань

 

 

Свято-Троицкий мужской монастырь г. Рязани

Общие сведенияо монастыре

Игумен: архимандрит Андрей (Крехов)

Почтовый адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10

Телефоны: 8-(4912) 34-81-71; 8-915-615-21-94.

Факс: 8-(4912) 34-81-71 доб. 203

Адрес сайта: http://trinityrzn.ru

Храмы монастыря

Действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы (освящен 16 июня 2000 г.), Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (главный придел освящен 8 апреля 1996 г.) и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах (освящен в 10 декабря 2000 г.).

Святыни

  • В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба ГосподняКазанская икона Божией МатериИкона святого апостола Андрея ПервозванногоИкона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.
  • Частицы мощей Рязанских святителей:
  • священомученика Мисаиласвятителя Феодоритасвятителя Гаврииласвятителя Мелетия
  • Честные останки рязанских епископов:
  • архиепископа Алексия Титова (1733-1750)архиепископа Антония (1621-1637)епископа Гурия Лужецкого (1554-1562)епископа Михаила (1548-1551)митрополита Стефана Яворского (1700-1722)

Современная жизнь монастыря

Богослужениясовершаются ежедневно:

  • утром – в 8.30;
  • вечером – в 17.00.

В субботы, воскресенья и праздничные дни утром совершается также ранняя обедня– в 6.00 (в седмичные дни) или в 6.15 (субботы и воскресения) в Сергиевском храме монастыря.

С понедельника по пятницу совершаются ранние заупокойные обедни в 6.45 в храме в честь иконы Божией Матери "Знамение-Корчемная" и святых Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах. По окончании обедни в этом же храме еженедельно совершаются:

  • по средам – канон мученику Уару (об умерших некрещеными);
  • по четвергам – акафист иконе Божией Матери «Знамение-Корчемная»;
  • по пятницам – акафист святым благоверным Петру и Февронии Муромским.

По примеру Свято-Троице-Сергиевой Лавры в монастыре читаются акафистыза вечерним богослужением еженедельно:

  • в среду – Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, с выносом иконы с частицей его мощей;
  • в пятницу – иконе Божией Матери «Феодоровская».
  • в воскресение – преподобному Сергию, игумену Радонежскому, с выносом иконы с частицей его мощей;

В монастыре совершается соборование два раза в неделю: в пятницу вечером после вечернего богослужения и в субботу в 7.30.

Ежедневно совершаются водосвятные молебны и служатся заупокойные литии.

Престольные праздники обители:

  1. День Святой Троицы (переходящий праздник).
  2. Прп. Сергия, игум. Радонежского:5/18 июля– обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского;25/8 сентября/октября– преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея Россия чудотворца.
  3. Икона Божией Матери «Феодоровская» (14/27 марта; 16/29 августа).
  4. Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:7/20 января– Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;24/9 февраля/марта– первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;25/7 мая/июня– третье обретение главы Иоанна Предтечи;24/7 июня/июля– рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;29/11 августа/сентября– усекновение главы Иоанна Предтечи;23/6 сентября/октября– зачатие Иоанна Предтечи.
  5. Иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» (27/10 ноября/декабря).
  6. Свв. блгв. кн. Петра и кн. Февронии Муромских (25/8 июня/июля; переходящее празднование в воскресенье перед 19 сентября - перенесение мощей святых Петра и Февронии Муромских).

Проезд к монастырю.

Поблизости от монастыря, в пределах одной остановки, находятся два железнодорожных вокзала: Рязань-1 и Рязань-2; областной автовокзал «Центральный» (пос. Мервино), от которых до обители можно дойти или доехать на городском транспорте (остановка «ТД «Барс»»).

История обители

Свято-Троицкий мужской монастырь, расположенный в западной части г. Рязани при впадении реки Павловки в Трубеж, является одним из древнейших на Рязанской земле. Хотя время его основанияв точности неизвестно, считается, что возник он не позднее первой половины XIV века, поскольку еще в 1386 году преподобный Сергий Радонежский, посещая Переяславль Рязанский с посольской миссией, останавливался на ночлег в обители, которая находилась на подступах к городу. «Обнощева» здесь, святой старец, исполняя просьбу великого князя Димитрия Донского, отправился на княжеский двор к Олегу Рязанскому и кроткими речами склонил его на установление долгожданного мира с Москвой. Символом нерушимости этого союза стал династический брак, заключенный между сыном Олега Ивановича Феодором и дочерью Димитрия Донского Софией.

В древности Рязанское княжество подвергалось неоднократным набегам татаро-монгольских орд, поэтому все записи, относящиеся к древнейшей истории монастыря, были утрачены. Первое письменное упоминание о нем встречается лишь в конце XVI столетия в Платежных книгах Ивана Рогозина, а первым известным настоятелем является «строитель старец Симеон» (1628 – 1629 гг.).

Монастырский ансамбль складывался на протяжении конца XVII – начала XX веков. Первой каменной постройкой на территории обители стал холодный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный на средства стольника И.И. Вердеревского на месте прежнего деревянного храма и освященный в 1695 г. Рязанским митрополитом Авраамием. Второй, Сергиевский храм был воздвигнут в 1752 году взамен деревянной Иоанно-Предтеченской церкви, и имел приделы в честь Крестителя Господня Иоанна и Федоровской иконы Божией Матери. С северной стороны над главными въездными вратами монастыря находилась трехъярусная колокольня (1697 г.), а довершали облик обители настоятельский (1855 г.) и братский (ныне трапезный; 1903 г.) корпуса и возведенная в 1858 г. в западных вратах двухэтажная каменная часовня, получившая впоследствии наименование «Святых Врат». Территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с пятью башнями, выстроенной еще в конце XVII века, внутри которой располагались многочисленные хозяйственные постройки. Снаружи находился монастырский огород, были посажены деревья и кустарники, разбиты цветочные клумбы, а с южной стороны простирался обширный фруктовый сад с пасекой. Неподалеку от монастыря располагались пойменные озерца, вода в которых отличалась чистотой и хорошим вкусом. На территории самой обители находилось несколько источников. В устье реки Павловки стояла монастырская мельница.

Главной святыней монастыря являлась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Древний список пожертвовал обители потомственный гражданин г. Рязани купец Григорий Гаврилович Анзимиров после чудесного случая, произошедшего с ним благодаря этому образу. 24 октября 1852 года икона была торжественно перенесена в обитель святителем Гавриилом Рязанским и помещена в северном приделе Сергиевского храма, освященном в тот же день в честь этого образа. От иконы совершались многочисленные исцеления, свидетельства о которых зафиксированы в монастырской летописи. После закрытия монастыря в годы советской власти образ оказался за пределами обители. В настоящее время он находится в Борисо-Глебском соборе г. Рязани, а в монастыре хранится список Феодоровской иконы, сделанный в 1998 г., также прославившийся чудотворениями. До сегодняшнего дня в обители пребывает чтимая Казанская икона Божией Матери, сохранившаяся с дореволюционного времени, перед которой еженедельно совершается акафист.

В ограде монастыря находилсядревний некрополь, на котором производились преимущественно почетные захоронения: духовных лиц, благотворителей, людей известных фамилий. Среди них: архиепископ Иринарх (Попов), архимандрит Иоанн (Оболенский), Вердеревские, Рюмины,  Андрониковы, Нарышкины, Дубовицкие, Орловы, Медынцевы, Замятины, Живаго, княгиня М.И. Кропоткина, грузинская царица фрейлина Мария и другие.

На кладбище Троицкого монастыря упокоился знаменитый зодчий конца XVIII – начала XIX века Матвей Федорович Казаков, архитектурный гений которого во многом определил облик Москвы. В 1812 г. при спасении от наполеоновского войска М.Ф. Казаков вместе с родственниками оказался в Рязани, где вскоре скончался и согласно записи в метрической книге Николаевской «что за Лыбедью» церкви, был «погребен всем причтом в Троицком монастыре». Предположительно захоронение было произведено за алтарем Сергиевского храма. В 1914 году при расширении алтарной части останки зодчего были перезахоронены в нескольких метрах восточнее, над могилой установили памятник в виде обелиска из черного мрамора с надписью: «Здесь покоится прах зодчего Казакова Матвея Федоровича (1738 – 1812)».  При регистрации надгробий на Троицком кладбище в 1931 году под № 124 значился памятник Казакову. Однако в годы советской власти Троицкое кладбище так же, как и сам монастырь, подверглось разорению: решение о его ликвидации было принято Исполнительным комитетом Рязанского городского Совета депутатов трудящихся 13 марта 1941 г.  Окончательно оно было уничтожено в 1974 году при закладке котлованов под фундаменты зданий завода автоаппаратуры. Так, место захоронения известного зодчего было утеряно. В 2002 году, в период празднования 190-летия со дня кончины М.Ф. Казакова была предпринята попытка отыскать останки выдающегося архитектора на основании архивных данных и показаний свидетелей, однако поиски не увенчались успехом.

Троицкий монастырь быллишен своего статусав 1919 г., но оба его храма продолжали действовать в качестве приходских церквей. 23 апреля того же года было создано братство Свято-Троицкого монастыря, которое возглавил иеромонах Прокл (Кузнецов), в будущем архимандрит, наместник обители. Впоследствии он был арестован и дважды находился в ссылках.  Полностью храмы были закрыты в 1940 г. В зданиях монастыря в различные годы размещались Учебный комбинат, мастерские завода автоаппаратуры, автошкола, использовались они и в качестве жилых помещений.

Исторический статус Свято-Троицкому монастырю был возвращен Указом Святейшего Патриарха Алексия II († 2008) от 26 декабря 1995 г. В том же году наместником был назначен игумен Андрей (Крехов); ныне архимандрит.

На сегодняшний день в монастыре – 12 человек братии.  Действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы (освящен 16 июня 2000 г.), Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (главный придел освящен 8 апреля 1996 г.) и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах (освящен в 10 декабря 2000 г.).

С июня 1998 г. в монастыре издается газета «Святые врата».  Действуют просветительские курсы для взрослых «Основы Православия» и детская воскресная школа.  Из собрания старопечатных книг, которым располагает монастырская библиотека, регулярно устраиваются выставки.  В декабре 1996 г. при монастыре была устроена благотворительная столовая, ежедневно обслуживающая до 50 человек. Монастырь активно принимает паломников из разных регионов страны, проводятся экскурсии для школьников. У монастыря имеется три подворья, хозяйственный двор. Продолжается восстановление обители. В 2012 году была возведена кирпичная ограда.

 

Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь

Общие сведения о монастыре

Игумения: игумения Анимаиса (Данилова)

моб. 8 (905) 185-31-32

Контактная информация:

Почтовый адрес: 390021, г. Рязань, п. Солотча, пл. Монастырская, 1а.
Телефон: 8-(4912)-28-79-37.
Факс: 8-(4912)-28-79-37.
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Число насельниц – 21.

адрес официального сайта: http://srbgm.cerkov.ru

Современное состояние обители:

Монастырь возрожден как женский 26 ноября 1994 года. К настоящему времени восстановлены: храм Святого Духа, престольный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, построен административный корпус с архиерейской трапезной, новые хозяйственные постройки. В монастыре имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство). Подворий и скитов монастырь на данный момент не имеет. Приезжающим паломницам предлагается трапеза и ночлег. В монастыре действует библиотека. Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов.

Храмы в честь:
• Святого Духа.
• Рождества Пресвятой Богородицы.
• Рождества Иоанна Предтечи (подлежит реставрации).
• Петра Афонского и Онуфрия Великого (реставрируется).

Престольные Праздники монастыря в честь:
• 21 сентября - Рождества Пресвятой Богородицы,
• 2 день Святой Троицы - Святого Духа,
• 7 июля – Рождества Иоанна Предтечи,
• 25 июня - Петра Афонского и Онуфрия Великого (даты указаны по новому стилю).
Святыни:
• Казанская икона Божией матери.
• Икона Божией матери Отрада и Утешение.
• Честная глава святого благоверного князя Олега Рязанского.
• Ковчег с мощами святых угодников Божьих.
• Икона прп. Амвросия Оптинского с мощевиком.
• Икона вмц. Варвары и прмц. Варвары с мощевиком.

Богослужения:
Богослужения в обители совершаются ежедневно.
• 8-00 – Часы. Божественная Литургия.
• 17-00 – Вечернее богослужение.

Проезд:
В монастырь можно добраться на рейсовом автобусе или маршрутке №108, 110 с автовокзала «Приокский» города Рязани до п. Солотча, остановка «Монастырская площадь.

История обители

16_Солотча-Монастырь вид с востока
Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь Основан в 1390 году благоверным князем Олегом Рязанским.

Солотчинский Рождества Богородицы монастырь был основан в конце XIV столетия в 18 верстах от г. Рязани на высоком берегу речки Солотчи вблизи впадения ее в Оку.

В 1390 году великий князь Рязанский Олег Иванович, обозревая свои княжеские владения, прибыл на берег речки Солотчи, на то место, где она впадала в древности в реку Оку. Здесь он нашел двух иноков-отшельников Василия и Евфимия, живших с братией в деревянных кельях и отправляющих Божию службу в деревянной церкви. Князь Олег возвестил им свое намерение устроить монастырь в гораздо лучшем и прочном виде.

После сооружения благоверным князем в Солотчинском монастыре двух церквей — Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы — святая обитель стала называться Домом Пресвятой Богородицы.15_Солотча-1901 Монастырь

Благоверный князь так возлюбил Солотчинский монастырь, стоящий на возвышенном берегу речки Солотчи и окруженный густым лесом, что не жалел своих сокровищ на его благоукрашение. Воздвигая в монастыре храмы и кельи для монашествующих, он в тоже время жаловал монастырю движимое и недвижимое имущество.

Пример благоверного князя Олега сильно подействовал на его детей, внуков и все последующие его поколения пока существовало Рязанское княжество. Каждый из них считал для себя священной обязанностью быть жертвователем в Солотчинский монастырь.

Вскоре, по устроении монастыря, князь принимает в нем иноческий постриг с именем Ионы, не оставив впрочем, княжеского сана. Продолжая заниматься делами своего княжения, он периодически уединяется в Солотчинский монастырь.

Скончался князь-инок 5 июня 1402 года, будучи 65 лет от роду, имея за плечами более 50 лет княжения. Пред кончиной своей он принял схиму с именем Иоаким.

_Монаст Солот-узкокол-1901_Останки его и его супруги великой княгини Евфросинии, принявшей монашество с именем Евпраксии в устроенном ею Зачатьевском монастыре, в трех верстах от Солотчинского, были положены в каменном гробе в Солотчинском монастыре в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1768 году река Солотча подмыла обрывистый берег, обрушив часть стен и старый Покровский храм. Но по милости Божией останки князя-схимника и княгини-схимницы были с дозволения Святейшего Синода перенесены в соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга благоверного князя. Ныне она находится в Рязанском историко-архитектурном музее заповеднике. Кольчуга князя составлена из железных колец и весит 6,56 кг. Этот «панцирь» он носил 12 лет под одеждой вместо вериг.

Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве. Помолившись, страждущие возлагали кольчугу на себя, и Господь даровал им исцеление.

Вскоре после основания монастырь становится одним из самых влиятельных и известных на Рязанской земле.

Около 1450 года великий князь Рязанский Иван Феодорович воздвигает в Солотчинском монастыре каменный с трапезою большой храм в честь святого, новоявленного тогда чудотворца Митрополита Алексея. Храм был разобран в середине XIX столетия по ветхости.

Согласно составленной в 1636 году Патриархом Иоасафом «лествице власти», обитель занимала 34 место среди 700 российских монастырей.

Затем, до конца XVII века, монастырь переживал некоторый упадок, однако с 1688г., когда его настоятелем стал архимандрит Игнатий (Шангин), строительство в нем активизировалось, и к концу этого столетия был возведен великолепный ансамбль зданий в стиле нарышкинского барокко. Предположительно автором построек был Яков Бухвостов.Солотчинский монастырь 70-е годы

Большая двухэтажная церковь во имя Сошествия Святого Духа с трапезной палатой имела тогда единствен¬ный аналог — трапезную Патриаршего подворья Московского Кремля. Раньше в трапезную палату снизу вела широкая, торжественно оформленная лестница, без которой дворцовый облик постройки несколько угас. На всех четырех сторонах храма расположен пояс из полихромных рельефных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов, сохранившийся до настоящего времени. В нижнем этаже церкви был устроен храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского.

Необычна по своему облику и надвратная Иоанно-Предтеченская церковь. В 1958 году в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день». По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 году. Основной декор Предтеченской церкви — полихромные рельефные изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Но в Солотчинской церкви мы видим не орнаментные мотивы, а четыре крупных панно с изображениями Евангелистов.

В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа, в ней учился, будучи подростком, ставший известным рязанский иконописец Николай Шумов, основатель Дивеевской иконописной мастерской. Архив монастыря хранил множество исторических документов, относящихся к XV — XVII векам.мнрь-Солотча-копия3.jpg

Внутреннее пространство обители украшал яблоневый сад.

В эти годы монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязанской земле. Ему принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли (более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переяславле Рязанском и собственное подворье в Москве.

В 1867 году при настоятеле архимандрите Герасиме была возобновлена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1920 году Солотчинский монастырь был закрыт. Здания частично разрушены, храмы изуродованы, многие святыни погибли. Цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Пресвятой Богородицы располагался склад, а в храме Святого Духа   клуб с кинозалом.

Княжеские мощи в 1923 г. были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей, откуда в 1990 г. были перенесены в Иоанно-Богословский монастырь. В 2001г. рака с мощами благоверного князя Олега Рязанского была препровождена в Солотчинский монастырь, ставший к тому времени женским. Ныне в раке пребывает честная глава великого князя, от которой наблюдается необычное благоухание и мироточение.mage008

В 1994 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Ныне восстановлены: храм Святого Духа и храм Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, монастырская ограда, построен Архиерейский корпус. В монастыре имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство).

Стараниями игуменьи Варвары (Самариной) и силами насельниц удалось залечить раны, нанесенные обители, и хотя много еще предстоит потрудиться, чтобы хотя бы приблизиться к былому великолепию, все же сохраненные храмы и постройки образуют прекрасный архитектурный ансамбль.

Именно в таких тихих обителях, как в Солотчинской Рождества Пресвятой Богородицы, лучше всего чувствуется русская старина и особый неповторимый монашеский дух.

Мир и благодатная тишина сходят в душу каждого, кто хотя бы ненадолго пришел в обитель, чтобы помолиться Пречистой Богородице, вдохнуть здешний благодатный и чистый воздух. А потом с новыми силами вернуться в обычную многотрудную жизнь…

Мы приглашаем всех желающих посетить это святое место, помочь возрождению обители Рождества Пресвятой Богородицы, потрудиться во Славу Божию.

 

Казанский женский монастырь г. Рязани

Общие сведения о монастыре

Игумения: игумения Анна (Сычугова)

Адрес: 39000, г. Рязань, ул. Фурманова, д.56

Телефон: 8-905-185-33-07

адрес сайта: www.kazanski-m-rzn.ru

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Возможности принять паломников нет. Отсутствует гостиница и трапезная для паломников. На данное время в монастыре подвизаются две насельницы.

Храмы:

В честь Казанской иконы Божией Матери

Богослужения:

Утром - 7.00 (по будням)- 8.00 (в праздничные дни)

Вечером - 17.00

Престольные праздники:

23 февраля - сщмч. Харлампия,

18 июля, 8 октября - преп. Сергия Радонежского,

17 декабря - мч. Варвары,

21 июля, 4 ноября - Казанской иконы Божией Матери.

Святыни:

Частицы мощей:

  • Св. ап. Симона Кананита,
  • Св. блгв. кн. Петра и Февронии Муромских,
  • Блаж. Василия Кадомского.

«Казанская» икона Божией Матери (чтимый образ),

Икона Божией Матери «Скоропослушница»,

Образ великомученика и целителя Пантелеимона (афонский).

Проезд: Общественным транспортом: троллейбусы № «10» и «3» и автобус № «18», остановка "Площадь Свободы".

История обители

Фильм о истории монастыря

История монастыря

Казанский Явленский девичий монастырь в городе Переяславле Рязанском (ныне Рязани) был основан в XVI столетий (точная дата не установлена).  Первоначально он был расположен  вблизи Архиерейского дома на территории кремля. Улица, которая вела  к этому монастырю, проходила между Архангельским собором и Спасо-Преображенским  монастырем и называлась Явленской.
«Явленским» монастырь назывался в честь явления иконы Божией Матери в граде Казани. В обители пребывала старинная чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, список с явленной. Во второй половине XVII  столетия, при митрополите Авраамии, была построена каменная Казанская церковь –  на месте  или около существовавшей там деревянной. 
По новому архитектурному плану города Рязани, утвержденному в 1779 году, решено было перенести Казанскую обитель в другое место. В 1786 году монастырь был перемещен из кремля к Вознесенской церкви у Старого базара. Храм к тому времени был построен, но не освящен. При освящении храм получил двойное посвящение – в честь Вознесения Господня и в честь Казанской иконы Божией Матери. Монастырь теперь занимал территорию  бывшей усадьбы купца Ипатьева вдоль улицы Затинной. Перенесен был на новое место  и чудотворный Казанский образ Божией Матери. Эта икона славилась многочисленными чудотворениями, о которых дошли до наших дней лишь немногие документальные свидетельства. Любимый и почитаемый рязанцами образ был богато украшен серебром и драгоценными камнями. 
При игумении Екатерине в 1861 году в монастыре была учреждена  община, и при ней больница. 
В 1868 году, при игумении Евгении (второй), при монастыре открылось четырехклассное училище для девочек.
На месте обветшавшей Вознесенской церкви в 1870 году был построен новый соборный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Собор был возведен на средства московского купца Никанора Петровича Суворова и освящен архиепископом Алексием (Ржаницыным). В иконостасе нового собора в серебряной ризе и бронзовом позолоченном киоте была помещена чудотворная Казанская икона. . 
Вторая церковь монастыря – в честь великомученицы Варвары, над Святыми вратами (западными),  была построена в том же  1870 году. В 1872 году над ней была возведена одноярусная звонница. В храме великомученицы Варвары службы проводились лишь в летнее время. На звоннице было установлено десять колоколов, специально изготовленных для Казанской обители в Москве. 
Кроме описанных храмов, в монастыре находилось 40 отдельных построек: 
- деревянное здание дома настоятельницы;
- шесть каменных келейных зданий для сестер;
- здание общины с больницей и аптекой;
- здание четырехклассного училища для девочек;
- библиотека-читальня;
- свечное производство;
- пекарня;
- хозяйственные постройки.
Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами – восточными и западными. Монастырская гостиница находилась вне ограды, с южной стороны. 
При Казанской обители находилось кладбище. На этом знаменитом некрополе  хоронили не только насельниц  и благотворителей монастыря, но и заслуженных, именитых горожан. 
К началу XX  столетия Рязанский Казанско-Явленский первоклассный девичий монастырь достиг своего расцвета. 
После революционных событий 1917 года Казанская обитель пострадала одной из первых. В  1919 году монастырь был закрыт, все имущество реквизировано, насельницы изгнаны. Точных сведений о судьбе чтимой Казанской  иконы после закрытия монастыря в советское время в архивах не сохранилось. 
В стенах обители был открыт один из первых в стране концентрационных лагерей принудительных работ для «нетрудового элемента» –  дворян, духовенства, офицеров. 
Стены и башни монастыря были разобраны на строительство горсовхоза, многие здания разрушены или полностью уничтожены. Казанский собор был спасен благодаря тому, что в 1924 году в нем разместили губернский архив.
До 2005 года монастырь пребывал в запустении и разрухе. 26 декабря 2006 года, по ходатайству архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II  приняла решение об открытии Казанского женского монастыря в г. Рязани. 
В настоящее время обитель возрождается.

Современное состояние обители

В 2006 году по ходатайству архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено возрождение монашеской жизни Казанского женского монастыря в городе Рязани. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Любовь (Бойкова).

6 января 2007 года по благословению архиепископа Павла игуменом Игнатием (Депутатовым) было совершено малое освящение алтаря в Казанском соборе.

7 января 2007 в праздник Рождества Христова была совершена первая Божествення Литургия.

20 июля 2007 года и 17 декабря 2007 года купола Казанского собора вновь были увенчаны крестами, которые освятил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел.

В октябре 2007 года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла в стенах Казанского женского монастыря открылось Рязанское Женское Епархиальное Духовное Училище. Здание, где раньше располагалось Рязанское Научное Реставрационное Управление, было передано Рязанской Епархии в безвозмездное пользование. 23 июня 2008 года настоятельницей Казанского женского монастыря была назначена монахиня Анна (Сычугова). 8 августа 2008 Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел передал обители чудотворный образ великомученика и целителя Пантелеимона. Икона была написана и освящена в XIX веке на святой горе Афон. После закрытия и разорения монастыря её хранили благочестивые прихожане. В настоящее время в Казанском храме монастыря ежедневно проходят богослужения. Продолжаются ремонтно-реставрационные работы.

 

 

 

 

Яндекс.Метрика