Святые источники Шиловской земли
Святые источники Шиловской земли
Святой источник святой великомученицы Параскевы Пятницы
(с. Салаур)
По преданию, несколько веков назад, один крестьянин села Салаур, проходя по лесу, увидел необыкновенный свет. Подойдя ближе, он разглядел в столпе чудесного света большую икону необыкновенной красоты. Это был образ святой великомученицы Параскевы Пятницы. Крестьянин сообщил о чудесной находке односельчанам, и они, с трепетом и благоговением, взяв образ, поместили его в сельской приходской церкви. Наутро иконы в церкви не оказалось, её нашли на месте чудесного явления. Крестьяне до трёх раз переносили святой образ в свою приходскую церковь, но каждый раз, придя утром, при нетронутых запорах иконы в церкви не обнаруживали. Она чудесным образом оказывалась на месте своего явления. В то же время на месте явления иконы забил святой чудотворный источник. Наконец, уразумев во всём происшедшем Промысл Божий, крестьяне соорудили на святом месте часовню и установили в ней чудесный образ. В годы советской власти чудотворная икона святой великомученицы Параскевы Пятницы была утрачена, но остался родник, святой источник Божией благодати.
В настоящее время на святом источнике вновь отстроена часовня, купальня с купелью, написана и освящена храмовая икона святой великомученицы Параскевы Пятницы с частицей ее мощей.
На святом источнике происходили и по сей день происходят исцеления.
Святой источник Пророка Божия Илии (с. Ерахтур)
История происхождения названия источника такова. Одно местное предание гласит, что раньше у родника росли вековые липы, но однажды, при сильной грозе, деревья были уничтожены молнией. Это было наказание за непочитание святого места. Святой Пророк Илия дал сигнал людям, чтобы они иначе относились к святым местам.
В советский период источник пострадал: его засыпали землёй и проложили автомобильную трассу Шилово – Касимов. Но вода пробилась из земли, и образовалась небольшая речка.
В 2005 году были построены купальня и часовня Пророка Илии. Источник освящен 2 августа 2006 года. Он обустроен, его украшают посаженные цветы, растут три вековые липы.
Однажды, в начале восстановления источника, на праздник Преполовения Пятидесятницы на источнике в течение пяти минут было чудесное неземное благоухание. Этот необыкновенный аромат почувствовали все присутствующие там люди. Второй чудесный случай произошёл на праздник Крещения. Люди молились и ждали двенадцати часов ночи, и ровно в полночь вода поднялась и заходила волнами.
Крестовоздвиженская Полунинская монашеская община
(с. Красный Холм)
Территория общины расположена в низинном месте, окруженном невысокими холмами. С восточной и южной сторон окружена лесом, с северной – искусственно созданным прудом, с западной – болотистой местностью. Благоухание цветов и трав, пение многочисленных птиц, прилетающих для гнездования, гладь пруда делают этот уголок природы привлекательным, а уединенность от селений удобным для монашеского жительства.
На территории же самой общины сохранились вековые липы, вязы, помнящие, как кажется, всю историю становления этой малоизвестной обители. Монашеская община стала устраиваться на средства купца Василия Ивановича Полунина, в память об отмене крепостного права императором Александром II.
В конце 1922 года Крестовоздвиженская Полунинская женская монашеская община по распоряжению властей была закрыта, а на её территории был организован инвалидный дом. Сёстры общины разошлись по своим родственникам, где помогали вести хозяйство, посещая приходские храмы. Многие устроились певчими и сторожами при приходских церквях. Некоторые из сестёр остались работать при инвалидном доме, кто прачкой, кто на хоздворе. Монастырский храм стал приходским и действовал до 1930 года.
В 1924 или 1925 году по приглашению настоятеля Крестовоздвиженского храма священника Петра Климентовского в обитель приезжал служить священномученик Филарет Срезневский. Его приезд собрал множество богомольцев с окрестных сёл.
В феврале 1930 года на территории Крестовоздвиженской общины разместилась сельская больница, а в здании храма – родильный дом. Вскоре благолепная и благоустроенная обитель была почти полностью разрушена. К концу 1930-х на ее территории оставались только здание бывшего храма, каменный корпус, в котором расположилась Краснохолмская сельская больница и часовня, используемая в зимнее время под омшаник, так как на бывшей территории общины располагалась колхозная пасека. Все остальные здания были почти сразу же разобраны на дрова.
В 2005 году территория бывшей Крестовоздвиженской Полунинской монашеской общины была возвращена Рязанской епархии.
22 ноября 2005 года последовал указ Высокопреосвященного Павла, Архиепископа Рязанского и Касимовского, о назначении иеромонаха Иоакима (Заякина) настоятелем Крестовоздвиженского храма села Красный Холм для возрождения приходской жизни.
А уже 24 ноября 2005 года отец Иоаким в сопровождении потомков Полуниных, Ивана Павловича и его внука Павла, прибыл на место предстоящего служения. В разрушенном храме перед главным алтарем был отслужен молебен на возрождение обители, а на месте захоронений – лития по основателю и сестрам общины. По приезде в обитель в первую очередь был освящен специально изготовленный деревянный крест и водружен на часовне. Вновь святое место стало осеняемо честным крестом.
1 апреля 2006 года здание часовни на территории Крестовоздвиженской Полунинской монашеской обители было освящено в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
На территории общины находится музей, посвященный священномученику Иувеналию Рязанскому.
Святыни:
– чтимая икона Божией Матери «Боголюбская».
Престольные и особо почитаемые праздники:
– 22 мая – перенесение мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца из Мир Ликийских в Бари;
– 1 июля – празднование иконы Божией Матери «Боголюбская»;
– 11 августа – Рождество святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца;
– 27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня;
– 25 октября – день памяти священномученика Иувеналия (Рязанского);
– 22 ноября – празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»;
– 19 декабря – день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.