Св. бл. Матрона Анемнясевская.
Матрёна Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители ее, Григорий и Евдокия, были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство. По внешнему своему виду они были хилыми, тщедушными людьми и казались какими-то недоразвитыми. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство – шесть дочерей и два сына. Три девочки умерли в детстве; Матрёша была четвертою по счету.
До семи лет Матреша была обычным ребенком; как и все дети ее возраста, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками. Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем кому-нибудь из братьев и сестер, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем.
В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой. Ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала. На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матреши жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь.
Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С семнадцати лет к Матреше стал ходить народ. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матреше шли не только жители окрестных селений, но и дальних, иногда и самых отдаленных мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.
После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матреше от брата и сестры, смотревших на нее исключительно как на средство дохода. Сестра впоследствии отсудила у Матроны домик, построенный почитателями блаженной.
От сестры Матреша перешла на жительство к племяннику Матвею Сергеевичу, человеку доброму и религиозному. Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод. Родные же, за исключением племянника, не обращали на нее внимания и переносили ее в избу только тогда, когда уже видели, что в сенях лежать более было невозможно.
По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подарок одной из почитательниц, закрывавшее блаженную совсем с ногами, было всего 90 сантиметров в длину. Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло и навсегда осталось таким, каким было у десятилетней девочки. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелить ручками и брать небольшие предметы. Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом.
Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что Матрона знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения. Во время бесед со своими посетителями она часто читала вслух различные молитвы, подходящие по своему содержанию к данному случаю. Иногда читала целые акафисты, читала быстро, уверенно, громким голосом. Пела церковные песнопения, совершенно правильно выдерживая особенности гласов и распевов. На вопрос одного из удивленных посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матреша ответила: «Придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».
Матреша часто причащалась Святых Христовых Таин, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала к себе своего духовника – приходского священника, и день принятия Св. Таин бывал для нее самым радостным днем. Пять раз в течение своей жизни она соборовалась. Особенно строго соблюдала Матреша посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало.
Очень уважала Матреша духовенство и к каждому священнику всегда и неизменно относилась с глубоким благоговением. Но к раскольникам обновленцам, в каком бы сане они не были, наоборот относилась очень строго. Одного из своих приходских священников, перешедшего в обновленчество, называла «наш Петруша». Особенно Матреша любила монахинь и вообще девиц. Монахинь ставила выше мирских, все им прощала, бывала с ними, как ребенок.
Из святых мест с наибольшим благоговением Матреша относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Она говорила о них с особенным умилением и любовью. Своим благочестивым посетителям она постоянно советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти ее советы.
Находясь безвыходно в своей комнатке, Матреша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по лицу земли русской, и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя она никогда их не видела и не говорила с ними.
Матреша своим внутренним, духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходилось жить.
По молитвам блаженной Матроны совершались исцеления от множества тяжелых недугов, когда даже врачи не верили выздоровлению, так как совсем недавно видели неблагоприятный исход. Исцелялись и от пьянства, и от беснования.
О последних днях и кончине блаженной Матроны известно следующее.
Летом 1935 года в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». Началось оно с доноса одного жителя города Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и подписанной им и его братом, и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать. После отправки заключенных в Рязань была послана машина и за блаженной Матроной. Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.
Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.
По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в дом престарелых и увечных больных.
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Так как рядом с Домом хроников было большое Владыкинское кладбище, частично сохранившееся до нашего времени, то можно сделать предположение, что блаженная Матрона была похоронена здесь же на местном старом кладбище.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии в четверг Фоминой недели 9/22 апреля 1999 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии. Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Подвиг ее святости сочетает в себе как пример необычайного терпения, поста и молитвы, так и образ исповедничества.
Касимов
Городец Мещерский, так сначала назывался город Касимов, по общепринятой версии на 5 лет младше столицы и основан Юрием Долгоруким в 1152 году. Однако первые свидетельства о городе относятся к XI веку и связаны с моментом крещения его жителей, о чём сохранены данные в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии», составленном священником Иваном Добролюбовым.
Касимов – город древнейших православных святынь, город новых исповедников Российских. Его история уникальна и поучительна.
Здесь нет больших дорог: железнодорожная магистраль прошла мимо – через Владимир, а Ока сильно обмелела и стала несудоходной. Говорят, богатейшие касимовские купцы и судовладельцы Качковы дали в свое время взятку в Министерство путей сообщения, чтобы железная дорога, которую вели из Москвы, прошла мимо города, дабы не перебивать выгодную речную торговлю. И это сыграло с городом и его жителями злую шутку – про Касимов надолго забыли.
«Если Рим стоит на семи холмах, то Касимов – на семи оврагах», – шутят касимовцы. И действительно, город живописно раскинулся на высоком, изрезанном оврагами берегу Оки. То тут, то там сквозь зелень деревьев мелькают маковки колоколен и купола храмов. Их в городе сейчас семь.
А до революции здесь было двенадцать храмов. Самый старый из них – Богоявленский, который в народе называют Георгиевским по имени придела во имя Георгия Победоносца.
Народное предание гласит, что на том самом месте, где стоит храм, был некогда дремучий лес, в котором подвизался одинокий монах-пустынник. Этому монаху часто докучали волки. Всякий раз он обращался к святому Георгию с молитвой о заступничестве и давал обет построить храм, но забывал о своем обещании. Однажды на него напала целая стая волков, и вновь монах обратился к святому. И снова был спасен. После этого чудесного спасения он храм все-таки построил.
Позже вокруг церкви вырос городецкий Богоявленский монастырь, в котором, как считается, умер святой князь Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды. В книге «История города Касимова с древнейших времен» местный краевед Николай Иванович Шишкин так описывает это событие: «… на дороге он заехал в Мещерский городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года».
В 1376 году монастырь был разрушен монголами, затем восстановлен. После революции, в 1922 году, над древнейшей касимовской святыней нависла угроза. Храм закрыли, а все ценности были вывезены и проданы в пользу голодающего Поволжья. Молитвенная жизнь вернулась в храм лишь в начале нынешнего века.
На Соборной площади внимание привлекает величественный Вознесенский собор, построенный в середине XIX века по проекту архитектора Н.И. Воронихина. Касимовцы считают его своим самым красивым храмом. Очевидно, что на месте современного собора уже в давние времена стоял храм. Первые сведения о деревянной соборной церкви Вознесения Христова мы находим в Писцовой книге, составленной по указу царя Михаила Федоровича в 1627 году. Но через пятьдесят лет храм сгорел, и новая каменная Вознесенская церковь была построена и освящена только в 1754 году. После революции атеистические власти закрыли храм и позже устроили на его колокольне парашютную вышку.
Вознесенский собор был возвращен Церкви в 1998 году. И уже через четыре года торжественно освятил его Cвятейший Патриарх Алексий II.
Напротив Вознесенского храма стоит еще одна церковь – Успенская, построенная в 1775 году на деньги касимовского купца М.А. Милованова на месте деревянной Трехсвятской.
«В этой церкви находится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы», – пишет краевед Н.И. Шишкин. Кроме того, храм славился своим великолепным иконостасом.
В 1934 году церковь была закрыта якобы из-за аварийного состояния, а в 1939-м ее превратили в склад. В Успенском храме долгие годы служил отец Анатолий Правдолюбов из знаменитой династии священников Правдолюбовых. В 1937 году трое сыновей батюшки Анатолия уже отбывали ссылку в лагерях по вымышленному обвинению в контрреволюционной деятельности. В этом же обвинили и их 75-летнего отца, в ноябре 1937 года его арестовали и уже в декабре по постановлению пресловутой «тройки» расстреляли.
В 2000 году имя протоиерея Анатолия Правдолюбова включено в Собор новомучеников и исповедников Российских.
До конца XVIII века просуществовал в Касимове мужской Никольский монастырь. Он был небольшим, и жили в нем всего 4 монаха. Монастырский храм во имя Николая Чудотворца считается в Касимове одним из самых древних – каменная церковь с приделом Иоанна Воина была возведена в 1705 году «посадским человеком Яковом Петровым Яцковым». В историческом документе об этом храме сказано так: церковь хоть и «темна, так как имеет мало света, но отличается благолепием».
Прихожанами издавна почитается древний образ Николая Чудотворца, на котором Святитель изображен в архиерейском облачении с мечом в правой руке и с храмом – в левой. Народная память хранит огромное количество историй, когда святой приходил на помощь в, казалось бы, безнадежных ситуациях. У касимовцев есть на этот счет объяснение. По преданию, Святитель Николай среди всех земель русских особо выделял Рязанский край. Много столетий назад он явился священнику Евстафию в Херсонесе и сказал: «Возьми образ мой и иди в Рязанские пределы, которые я возлюбил».
Но самая главная святыня храма – древний список с Казанской иконы Божией Матери, написанный вскоре после обретения иконы в 1579 году.
Вряд ли еще в каком-то другом провинциальном городке найдется столько прославленных в лике святых новомучеников, как в Касимове. Только в старинной священнической династии Правдолюбовых их четверо!
Первый из них – протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов – был расстрелян 23 декабря 1937 года в Рязани.
Вторым был причислен к лику святых его старший сын – кандидат богословия, доцент Московского университета Владимир Анатольевич Правдолюбов, также расстрелянный большевиками. Впервые его арестовали в 1918 году за жизнеописание блаженной Матроны Анемнясевской, которую очень чтили в Касимове. Второй арест последовал в 1925 году, а третий – в 1937-м. Из карагандинских лагерей Владимир Анатольевич уже не вернулся домой.
Третьим в этом списке стоит имя протоиерея Сергия Анатольевича Правдолюбова, который был арестован в 1935 году и сослан вместе со своим сыном в Соловецкий лагерь на пять лет. После ссылки недолго служил в Никольском храме. В 1944 году отца Сергия вновь ссылают на каменоломни под Малеево, откуда он вернулся в 1947 году тяжело больным человеком и через три года скончался.
Четвертый из прославленных святых – священник Николай Анатольевич Правдолюбов, который был сослан на Соловки по тому же обвинению, что и его старший брат, – за книгу о местной святой. После освобождения отцу Николаю запретили служить. Но однажды к нему пришли верующие и стали просить батюшку возродить богослужебную жизнь в их храме. «Иначе его закроют», – говорили они. И отец Николай начал служить в храме Елатьмы. В августе 1941 года его арестовали и расстреляли во дворе рязанской тюрьмы.