Благовещенский собор г. Воронеж.
Этот храм имеет двойную линию истории своего существования. Первоначально был построен первый собор в Воронеже, который носил название Благовещенский. В 1682 году он стал кафедральным. Через полтора столетия вокруг него начал образовываться монастырь, который стал носить имя Митрофановский. Благовещенский собор поражал своей красотой и убранством. Но, к большому сожалению, не смог пережить революционное время. На месте уничтоженного собора и монастыря находится основной корпус Воронежского государственного университета. Но уже в 1998 году городской властью был выделен участок для построения нового храма. Так и началась вторая линия истории существования храма. Архитектура нового собора относится к русско-византийскому зодчеству и имеет некие схожие черты с Владимирским собором в Воронеже. С утраченным храмом он не имеет ничего общего во внешнем сходстве. Начало его строительства было в 1998 году на территории Первомайского парка, где любят отдыхать жители города. Закладка первого камня была приурочена великому церковному празднику Успению Пресвятой Богородицы. Освящение его в ноябре провел сам Патриарх Алексий II. Новый собор состоит из двух храмов: верхнего и нижнего. По вместительности он рассчитан на 6 тысяч человек. Высота составляет около 85 метров. Он входит в число самых высоких храмов России. В начале XXI века продолжалось усовершенствование здания: были поставлены новые кресты, установили колокол.
Алексеево-Акатов женский монастырь г. Воронежа
Воронежский Алексеево-Акатов монастырь основан в 1620 году по обету горожан в благодарность Господу за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас (так называли в то время казачьи отряды, состоявшие на службе Польско-Литовского государства). Это событие совпало с днем памяти святителя Московского Алексия, поэтому храм, сначала деревянный, а впоследствии замененный каменным, и обитель были посвящены этому святому. Именование «Акатов» монастырь получил по названию местности, на которой был построен – «Акатовой поляны», представлявшей собой поросшую лесом возвышенность на берегу реки Воронеж.
Богослужение совершается в монастыре ежедневно. Сестры обители читают Неусыпаемую Псалтирь с поминовением живых и усопших.
Костомаровский Спасский женский монастырь.
Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII - начале XIX века. Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители, как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода, с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.
В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце XX века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество Христово и Крещение там совершают богослужения. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 году построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест.
Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к XVIII или XIX векам.
В монастыре хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост написана на листе железа Василием Шокоревым во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем.
По склону горы разбросаны входы в небольшие гроты, в которых некогда жили монахи. Во времена возрождения монастыря их укрепили и отреставрировали. Особый интерес вызывают пещеры столпников, представляющие собой крохотные вертикальные закутки, в которых невозможно ни лежать, ни сидеть. Для смирения своей плоти монахи могли находиться в них по несколько лет. На время сна они укрепляли свое тело крюками, вбитыми в стену.
На запад по склону расположен уникальный пещерный храм во имя святого Серафима Саровского, заложенный в 1903 году. Интерьер этого храма создан и завершён в конце XX века, уже после повторного возрождения обители.
Еще одна достопримечательность на территории обители – известная на всю Россию Пещера Покаяния. Она представляет собой узкий длинный туннель, на стенах которого висят иконы и освещающие путь свечи. По мере продвижения вперед потолок постепенно снижается, чтобы шедший по нему мог еще раз склонить голову перед Господом. Выход туннеля расположен в келье, где раньше монахи принимали исповедь прихожан. До революции сюда с покаянием приезжали люди с особенно тяжким грехом, и после исповеди монахи назначали им епитимию.