На Калужской земле, освященной подвигами и трудами святых угодников Божиих, недалеко от прославленной Оптиной пустыни расположена Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери – схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии ее первой настоятельницей. В 1987 году она была прославлена как местночтимая в Соборе Тульских святых. С отеческой любовью о спасении душ старец направлял в общину бедных вдов, сирот, убогих и иных обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Покой и утешение находили здесь и многие состоятельные и образованные женщины из дворянского и купеческого сословий. Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери – величественный, 15-главый собор. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в зотошвейной – вышивают плащаницы и хоругви.
У подножия живописного холма, на котором расположен монастырь, протекает река Серена, питающаяся водами многочисленных родниковых ключей. До закрытия монастыря эти источники были благоустроены и освящены, но в годы запустения они засорились, – и место заболотилось. С началом новой монашеской жизни в обители один из источников очистили, и 21 июля 1990 года освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 1998 году еще над одним из источников поставили часовню и освятили его в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», рядом устроили купальню. В 2008 году над источником в честь Казанской иконы Матери Божией также построили часовню и вновь освятили. Множество паломников, посещающих обитель, набирают святую воду и погружаются в источник, по вере получая исцеления от разных недугов.
Оптина Пустынь. Введенский ставропигиальный мужской монастырь.
Введенская Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области. По древнему преданию, обитель была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. События многовековой истории Оптиной пустыни сменяли друг друга. Расцвет монастыря сменялся упадком, но по великой милости Божией святая Оптина расцветала вновь и вновь. В настоящее время Оптина пустынь переживает свой расцвет наступивший после страшных событий XX-го века: закрытия монастыря, разрушения храмов. Оптина пустынь, без преувеличения, — наиболее жаркая свеча, возжженная русскими людьми пред Богом, наиболее яркий светильник Православной Руси в ХIХ–ХХ вв.
Главной же святыней обители были ее прославленные боголюбивые старцы, сияние жизни которых продолжает освещать жизненный путь очень многих. Да, воистину, дивен Бог во святых Своих.
Со времени появления старчества в Оптиной пустыни (1829 г.) на нее обильно изливается благодать Святого Духа и вместе с тем «тихий свет» чистейшего пламени Святой Руси.
Вот уже много лет в монастыре Оптина Пустынь ежедневно поминают за Божественной Литургией убиенных братьев – иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева). Известие о мученической смерти трех Оптинских насельников от руки сатаниста на Пасху 1993 года подобно грому небесному прорезало обычную повседневность жизни, потрясло людские души и сердца.
Многочисленные паломники прибывают отовсюду поклониться их святым могилам и попросить благодатной помощи в духовных и житейских нуждах.
За это время слава об убиенных монахах распространилась не только по всей России, но и далеко за ее пределами. Бог прославляет избранных своих, отдавших жизнь ради имени Его Святаго.
Мужской монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь
Там, где сегодня село Клыково, по высокому берегу реки Серены в древности проходил путь, по которому ходили русские князья, хазары и татары. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал священномученик Кукша — выдающийся русский просветитель домон¬гольской поры.
Неподалеку от Клыково стоит село Курыничи. В 1733 году здесь построили деревянную церковь, но век спустя случился пожар, и сгорело все, кроме Образа Спаса Нерукотворного и древнего Евангелия. Как он появился в Курыничах, доподлинно неизвестно, тем не менее он хранился там с давних пор. В 1820-х в Козельском уезде разразилась холера. Эпидемия не обошла стороной и Клыково. Было решено привезти сюда Образ Спаса Нерукотворного, чтобы общими молитвами остановить бедствие. С крестным ходом его пронесли вокруг села, и через считанные дни напасть прошла. В честь свершившегося чуда вместо старой церкви, построенной из дерева и сильно обветшавшей, в 1829 году возвели каменный храм в честь иконы Спаса Нерукотворного. В начале 1920-х началась агрессивная антирелигиозная пропаганда. Притеснение церкви сопровождалось страшными событиями, в том числе расстрелами священников. В 1924 году полностью разорена Оптина Пустынь. Часть священнослужителей переселилась в Клыково, но обстановка все более накалялась, и в 1937 году храм был закрыт и в разное время использовался как зернохранилище, ремонтная мастерская, склад для азотных удобрений.
Храм в селе Клыково возвратили церкви только в 1991 году. Здание производило печальное впечатление: все было разорено, разрушалось и пришло в полную негодность. Работы по реставрации храма и других строений на территории были завершены в 1999 году.
В торжественной обстановке в 2001 году в селе Клыково был открыт монастырь Спаса Нерукотворного пустынь, который находится в живописнейшем уголке России на высоком берегу Серены. Вокруг холмы и перелески, березовые рощи, корабельные сосны.
Клыковский монастырь сегодня – это красивейший собор, освященный в честь Спаса Нерукотворного, со всеми его святынями; высокая стройная колокольня; трапезный храм; корпуса для братии и гостей; а еще домик, в котором жила старица Сепфора, мироточивые иконы и фотография матушки.
Паломничество верующих во многом связано с посещением могилы матушки Сепфоры, которая жила в монастыре в 1996—1997 гг. Покоится схимонахиня Сепфора за алтарем Никольского предела. Дарья Шнякина (так звали в миру схимонахиню Сепфору), родившись в XIX веке, была современницей многих значимых событий в истории страны и мира. К ней, как к живой идут за советом и помощью не только монахи, но и миряне.