YT Avenue - шаблон joomla Авто

Михайловский Покровский женский монастырь

Паломническая поездка: г.Рязань -> г.Михайлов. Свято- Покровский женский монастырь. -> г.Захарово. Часовня над могилой блж. Пелагеи Захаровской. ->г.Рязань

Продолжительность: 1 день.

В поездке паломникам предоставляется: транспортное обслуживание, экскурсионное сопровождение православным гидом, экскурсия (по программе).

Программа поездки:

- 06:30 – молебен о путешествующих в Николо-Ямском храме (ул. Циолковского, д.8).
- 07:00 – отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковского, д.8).
- 08:00 – прибытие в Свято - Покровский женский монастырь.
- 08:30 – Божественная литургия.
Поклонение святыням монастыря:
 - чтимый образ Божией Матери "Взыскание погибших, - чтимый образ Божией Матери "Скоропослушница", - чтимый образ Икона Покрова Пресвятой Богородицы, - ковчег с мощами святых угодников Божиих.
 Экскурсия. Трапеза.
Переезд в г.Захарово. Посещение часовни над могилой блж. Пелагеи Захаровской.
- 15:00 – отправление в г.Рязань.
- 16:00 – прибытие в г.Рязань
(время приблизительное, возможны задержки в зависимости от дорожной ситуации).
Организатор поездки оставляет за собой право изменить последовательность посещения указанных в программе объектов, не изменяя общего объема.

Михайловский Покровский женский монастырь

Свято- Покровский женский монастырь (г.Михайлов).

Путь становления Свято-Покровской Михайловской женской обители был долог и нелегок. Первоначально монастырь был основан в 14 километрах от Переяславля Рязанского (современной Рязани), в левобережье реки Оки. В официальных бумагах обитель значилась под названием Рязанского Пустынского Покровского девичьего монастыря. В народе же монастырь знали как Аграфенину пустынь (современый поселок Агропустынь), по имени ее основательницы – великой рязанской княгини Агриппины. Она же стала и первой игуменией монастыря. Зарождение обители произошло в 1507 году.
Некогда достигший расцвета монастырь в начале XIX века, однако, пришел в упадок. Причиной тому была произведенная ранее (во 2-ой пол. XVIII века) императрицей Екатериной II секуляризация монастырских земель.
24 июля 1819 года из Рязанской духовной консистории на имя игумении монастыря Евсевии (Хлебосоловой) с сестрами был получен указ о перенесении Аграфенинского монастыря на Черную гору близ города Михайлова.
По получении указа начались строительные работы на новом месте. Благочестивые жители г. Михайлова, трудясь во славу Божию, помогали перевозить на новое место келейные домики – срубы. Они считали особой честью поучаствовать в строительстве монастыря. На глазах вырастали домик за домиком, возводилась монастырская ограда, была построена колокольня высотой почти 26 метров. Монастырю был передан кладбищенский храм Воскресения Христова.
Ровно через 100 лет после перенесения монастыря на Черную гору, в 1919 году, обитель была закрыта, хотя литургическая и молитвенно-трудовая жизнь оставшихся в монастыре насельниц все еще теплилась вплоть до середины 20-х годов. Какое-то время монастырь еще существовал как хозяйственно-трудовая артель, но не долго, до 1927 года. По закрытии монастыря соборный храм использовался как зернохранилище. На территории монастыря, в одном из зданий, располагался колхозный свинарник. К середине 50-х годов XX века монастырь был полностью стерт с лица земли.
Каменный Покровский собор долго не могли разрушить, взрывая несколько раз. После первого взрыва стены лишь задрожали, после второго - разрушились, но осталась стоять стена центрального алтаря с большой иконой Воскресшего Господа на Горнем месте. Следующий взрыв разрушил и ее.
Остался лишь голый пустырь с воронками от взрывов, со временем заросший бурьяном и кустарником. В обители имелись подвижники благочестия, которые примером своей добродетельной жизни, душеполезными наставлениями укрепляли веру насельниц и способствовали их духовному росту. И до сих пор не оставляют блаженная старица Евдокия (1830-1890) и блаженный иерей Феофилакт (1779-1841) без своей благодатной помощи всех, прибегающих к их молитвенному предстательству.
Спустя немного времени потихоньку затеплилась монашеская жизнь на Черной горе. В 1998 году жителями г.Михайлов был построен Храм-часовня в честь иконы Божией матери «Взыскание погибших», который освятил митрополит Рязанский и Касимовский Симон (10.10.1999г.). В 2001 году был освящен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в котором сразу же наладилась ежедневная литургическая жизнь. Зазвенели колокола новой храмовой колокольни, возвещающие о возрождении древней Михайловской святыни. 2 июля 2005 года была совершена закладка камня на месте взорванного в 1954 году Покровского собора.
На сегодняшний день в Покровской обители, по милости Божией, совершается положенный круг богослужения, установлен молитвенно-трудовой ритм повседневной жизни. Ежедневный труд монастырских насельниц складывается из различных послушаний: в храме, в трапезной, на скотном дворе, на огороде и многих других.
Через несколько лет заброшенная прежде местность неузнаваемо преобразилась. Выросли жилые и хозяйственные постройки. Заложен монастырский сад. Но все же работы в обители всегда много. Так что желающие могут поучаствовать в возрождении монастыря, да и просто потрудиться на послушании для спасения своей души и своих близких.


Блаженная Пелагея Захаровская

Полюшка Захаровская, или, как записано у нее в паспорте, Лобачева Пелагея Алексан¬дровна, родилась 20 октября 1890 года в деревне Поярково Михайловского уезда Рязанской губернии. Ее родители были обыкновенные крестьяне — Александр и Наталья Иевлевы. На фамилию Лобачева (это фамилия ее деда) Поля была записана, когда получала паспорт. Родителей тогда уже не было в живых и Поля пожелала носить фамилию деда.
В немощах, обидах и притеснениях прошла вся ее жизнь. Но зато даны ей были Господом великие духовные дары, благодаря которым она могла предвидеть людские судьбы, предостеречь от опасности, утешить в беде и, по молитвам к Богу, исцелять от болезней. А главное, она помогала верующим укрепиться духом, а неверующим — обратиться ко Христу.
Родственники не видели в Полюшке Божьего человека и считали ее ненормальной. Таким образом за проповедь Христа сбылись над блаженной Пелагеей слова Священного Пи¬сания: «Преданы также будете... и братьями, и родственниками» (Лк., 21; 16).
Впрочем, испытания от мира сего начались для Полюшки еще в утробе матери. Будучи беременной, Наталья Михайловна заболела малярией. Врач не знал о беременности и про¬писал ей хину, которую она и принимала. Ле¬карство сказалось на развитии плода, и это стало одной из причин того, что Полюшка родилась слепенькой. «Что ж ты мне, Наталья, раньше-то не сказала о беременности?» — сокрушался потом врач. Но, видно, так было угодно Богу.
Через слепую Полю Господь благоволил показать людям, что человек, не обладая те-лесными очами, может иметь очи духовные, которыми видит все, даже то, что не могут увидеть обыкновенные люди. Как сказано в Псалтири, «Господь отверзает очи слепым» (Пс., 145,8) . Людей слепая Поля узнавала сразу. «Вот и гость к нам пожаловал, поди, открой ему дверь-то», — говорила она Анастасии Орловой, иногда называя по имени пришедшего человека. Но помимо того, что видят зрячие люди, блаженная видела и то, что недоступно другим. Обладая духовными очами, она могла узреть не только внешний облик, но и душу человека, его настоящую и будущую жизнь. 

Молитвенницей Полюшка Захаровская была усердной. Вставала рано и молилась до полудня. Но чаще обращалась к Богу по ночам. В том месте, где она творила земные поклоны даже пол стерся, ямочка на нем появилась.
За свою веру претерпела Полюшка гонения и клевету. Районная коммунистическая газета называла ее обманщицей. Но истинно верующие люди видели, что она избранница Божия, и тянулись к ней. Полюшка Захаровская была известна по всей округе. Много людей приезжали к ней и из дальних уголков Рязанской области, и даже из других областей. Местные власти видели все это и пытались посадить Полю в тюрьму, чтобы «прекратить беспорядки и антисоветские сборища».
Претерпевая клевету и гонения, блаженная Пелагея все упование возложила на Господа, помня слова Священного Писания: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс., 36, 6). Поэтому Полюшка Захаровская продолжала принимать у себя верующих людей. Не могла она оставить их без своей молитвенной помощи. Большинство церквей были закрыты, почти все священники арестованы. Осиротел православный народ, и многие ослабевали в вере и впадали в уныние. Настоящей утешительницей стала для таковых блаженная Пелагея: она укрепляла в вере, утешала в беде, помогала в болезнях.
А скольких она научила молиться, скольким объяснила значение Литургии, вечерней службы, часов. Старица проповедовала Евангелие в то время, когда само слово «Бог» было под запретом. Светильником веры во тьме безбожия явилась тогда блаженная Пелагея Захаровская. «Все от Бога, — учила она, — и скорби, и болезни. Будете Ему молиться, будете жить благочестиво — и Господь все управит. А не будете — так и ко мне незачем ходить. Я вам не чудесница какая-то, не ворожея и не гадалка». Поэтому, когда приходили к старице болящие за исцелением, она говорила, что, конечно, помолится, но помощь не от нее приходит и уповать надо прежде всего на Господа, на Пресвятую Богородицу и на святых Божиих угодников.
Добродушная, мягкосердечная Полюшка Захаровская строго обличала человеческие пороки и могла даже сильно поругать кого- либо за тот или иной грех.
К священству Пелагея Захаровская относилась с большим почтением, но строго обличала тех, кто был не достоин своего сана, кто служил в Церкви «не ради Иисуса, а ради хлеба куса». Прегрешающего человека, по словам блаженной, «священнический сан не спасет, а спросится с такового во сто крат больше». Но зато как радовалась Полюшка, когда прозревала в ком-либо истинного служителя Церкви. Так однажды пришли к ней женщины за советом, а она им и говорит: «Идите скорее в Рязань, благословитесь у отца Авеля». В то время в Рязани была лишь одна действующая церковь — в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». И женщины недоумевали: как они могут благословиться у отца Авеля Македонова, если такого священника в храме нет. Но все-таки, по послушанию, пришли они на службу в Скорбященскую церковь. И оказалось, что именно в этот день рукоположили во священника диакона Авеля, который тогда еще даже и не знал о Пелагее Захаровской. Не знал он и о том, что в этот день его будут рукополагать. Такова была великая прозорливость блаженной Полюшки, таково отношение к священству и благодатности священнического благословения.
Надо сказать, что в свою очередь многие священники почитали Пелагею Захаровскую, ездили к ней за советом. Среди них — известный старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Кроме того, по свидетельству Анатолия Петровича Орлова, за милосердие, бескорыстие и любовь к людям Пелагею отметил тогдашний Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и в знак этого подарил ей золоченый стакан с дарственной надписью.
Множество больных исцелила блаженная по молитвам ко Господу. Но не все было в ее силах. По Божией воле заболела ее любимая духовная дочь, у которой она жила, — Анастасия Орлова. Полюшке открылось, что эта болезнь к смерти. Горестно, горько стало на сердце у старицы.
Анастасия Орлова умерла 16 мая 1963 года. «Через три года и я уйду от вас, — говорила своим духовным чадам Пелагея Захаровская, — умру в Москве, а благодать оставлю в Захарове». Так и случилось. Осенью 1966 года заболевшую и ослабевшую Полюшку по ее просьбе забрала к себе в Москву дочь Анастасии — Нина Петровна Орлова. Пелагея чувствовала свою кончину и стала готовиться ко встрече с Господом — причащалась. Соборовать ее приезжал из Рязани священник Виктор Шиповальников, который был тогда настоятелем Борисо-Глебского собора. Незадолго до кончины ее причащал отец Авель, тот самый, рукоположение которого во иеромонаха она прозрела еще до того, как он сам узнал об этом.
Болезнь Полюшки становилась все сильнее и сильнее, под конец она перестала кушать, пила только воду, но врачей к себе не призывала.
Так, неслышной голубицей отлетела душа блаженной Пелагеи в Небесные обители. Это случилось 6 декабря 1966 года.
Хоронить Полюшку, согласно ее завещанию, повезли на родную рязанскую землю в село Захарово. Когда привезли в Рязань, то звон колоколов огласил округу, настолько велико было почитание блаженной со стороны священников и верующих людей. На улице было морозно, холодно, но, несмотря на это, провожать блаженную старицу собралось множество людей. Среди них были и крестьяне, и рабочие, и интеллигенция. Разные по своему положению, они были едины в своем порыве — в последний раз взглянуть на свою ходатаицу пред Богом и пропеть ей «Вечную память». Надо ли говорить, сколько слез было у провожающих в последний путь свою молитвенницу?
Отпевали блаженную Пелагею Захаровскую в кафедральном Борисо-Глебском соборе. Чин отпевания совершил отец Виктор Шиповальников. А похоронили в селе Захарово, рядом с могилкой Анастасии Орловой. «С Настей, с Настей меня лежать-то положите», — не раз говорила Пелагея, почитая Анастасию, как родную дочь. Не случайно на могилке Полюшки Захаровской написано: «Пелагея Александровна Орлова» и в скобках — «Лобачева».
Впоследствии, попечением иеромонаха Саввы (Вишневского, ныне покойного), насельника Троице-Сергиевой Лавры, над ее могилкой была поставлена и освящена молельная часовенка. В ней и поныне теплится неугасимая лампадка, и множество людей приезжают к месту упокоения блаженной Пелагеи Захаровской. Еще при жизни она говорила: «Приходите ко мне на могилку и все мне рассказывайте. Хотя меня с вами не будет, я все услышу и постараюсь помочь».
Так оно и есть. Как при жизни, так и после смерти помогает блаженная Пелагея Захаровская всем, с верой в Бога к ней притекающим. И в благодарность ей складываются в сердце строки:
«Радуйся, девице Пелагея, скорбных утешительнице, заблудших вразумительнице, болезнующих целительнице, радуйся, духовным зрением все прозревающая, радуйся, блаженная, Господь с тобою!»

Яндекс.Метрика