YT Avenue - шаблон joomla Авто
  • zadonsk
  • div2
  • murom
  • 21 апреля. Паломническая поездка в Задонский Рождество – Богородицкий епархиальный мужской монастырь
  • 14-15, 28-29 апреля. Паломническая поездка в Троицкий Серафимо - Дивеевский женский монастырь (Дивеево).
  • 21 апреля. Паломническая поездка к святыням г. Мурома
Паломнический центр организует зарубежные поездки, информацию по ним Вы можете уточнить по телефонам: 
8 (4912) 21-06-36, 8 (910) 906-44-44
 

Спасо-Преображенский мужской монастырь поселка Пронск

Общие сведения о монастыре

Контактная информация: 

Адрес: 391140 р/п Пронск

Игумен - игумен Лука (СТЕПАНОВ)

Тел. настоятеля: 8-967-048-00-00

Адрес сайта: http://pronsk-podvorye.ru/

Проезд до монастыря:

История обители

Пронская Спасская Пустынь

В 2011 году Архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом было принято решение о возрождении еще одной святыни Рязанского края – двухпрестольного храма во имя трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова и мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, единственным из трех храмов Пронской Спасской пустыни, сохранившимся до наших дней. В связи с этим событием, нами начат сбор материалов о закрытой в 1919 году древней обители. Помимо печатных изданий XIX столетия (в них имеются данные, которые не сохранились в подлиннике), подробно изучаются архивные материалы 627 и 973 фондов Государственного Архива Рязанской Области. В этой работе мы постараемся в совокупности уже имеющихся материалов, представить историю данной пустыни.

Пронская Спасская заштатная мужская пустынь находилась «близ уездного города Пронска от Рязани в 50 верстах»[1] на левом возвышенном берегу реки Прони. «Здесь церковь Живоначальныя Троицы с пределом Преображения Господня» - писал в 1852 году исследователь древних монастырей и церквей Ратшин.[2]

Почему же она называется Спасской?

Протоиерей В. Гаретовский в 1866 году пишет: «даже не видится прямой возможности объяснить… почету пустынь называется Спасскою, когда соборная церковь в ней во имя Св. Троицы. Вероятнее всего, существующая до сего времени Троицкая соборная церковь позднего уже происхождения».[3] Он же и предполагает, что в первые времена существования этой обители, главный, и в тоже время, единственный храм её был во имя Преображения Господня, от чего Пустынь и получила название Спасской.[4]

Ну а Пронской обитель называется по местонахождению рядом с древним городом, имеющим свою богатую историю.

Город Пронск расположен на высокой и крутой возвышенности левого берега реки Прони. Он упоминается впервые в Никоновской летописи под 1131 годом. В конце XII века, во время усобиц князей Рязанских, сыновей Глеба, Пронск начинает играть уже историческую роль. Городу пришлось пережить и многочисленные междоусобные брани князей Пронских, и опустошающие набеги татарских полчищ. Так, хан Батый, после разрушения Рязани, полностью разрушил и Пронск. В 1378 году один из князей пронских Даниил был доблестным союзником великого князя Дмитрия Московского в битве с татарами при Воже. Во второй половине XV века Пронское княжество соединилось с Рязанским, а в начале XVI столетия, вместе же с Переяславлем Рязанским, попало под власть великих князей Московских. В середине XVI столетия городу снова пришлось пережить осаду и набеги татар, а в начале XVII века – осаду и освобождение от войск самозванца. Пронские князья, служившие московским царям, играли видную роль в XVI, XVII  и даже в XVIII веках. При царе Алексее Михайловиче они были в числе тех немногих родов, которых звание бояр было наследственное. В 1778 году Пронск был назначен уездным городом Рязанского наместничества и ко времени освобождения крестьян имел 2000 жилищ (без слобод), а по переписи 1897 года (со слободами) – 7800 дворов.[5]

Этот древний город издавна славился своей религиозно-нравственной жизнью. Подтверждением служит существование с древних времен в его приделах трёх иноческих обителей. Это были Богословский женский[6] и Дмитриевский мужской[7] монастыри, находившиеся в самом городе, и Спасская пустынь, расположенная близ его. Первые два монастыря были упразднены в середине XVIII в., а Спасская Пустынь, не раз видевшая и оскудение и возобновление, просуществовала до трагических событий XX века, но ни об истории создания, ни о времени возникновения, ни о первых подвижниках этих трёх древних обителей мы ничего не знаем.[8]

В упомянутых фондах ГАРО в ведомостях о Пронской Спасской пустыни за разные годы так и сообщается: «когда и кем основана сия пустынь неизвестно».[9]

Как пишет Добролюбов в своем историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии: первое упоминание о Спасской пустыни относится к 1640 году в писцовых книгах Борзецова- об угодиях стрельцов говорится, что у них был выгон «против Спасского монастыря». И далеее встречается известие о переведении братии в 1724 г. из Спасской Преображенской пустыни в Скопинский Троицкий монастырь и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время.[10] Интересно, что в Рязанских Достопамятностях архимандрита Иеорима с примечаниями самого Добролюбова[11] за 1889 г. в том же параграфе 352 говорится, что Спасская пустынь по указу государя за 5 мая 1724 года о «свидении малобратных монастырей и пустынек в совокупление с другими» была приписана к Рязанскому Спасскому монастырю. Когда речь идет о столь древних временах, противоречия неизбежны, ведь сохранность документов тех времен мала и нам приходится пользоваться печатными материалами, изданными в основном в XIX столетии.

Так «Список иерархов и настоятелей монастырей» Строева, донёс до нас настоятелей пустыни, которые в разные времена именовались строителями или игуменами. Вот некоторые из них:

Черный посл. Пафнутий уп. в 1665 г.

Прохор уп. в 1734 г.

Феодорит уп. в 1749 г.

Иосиф уп. в 1751 и 56 г.

Иона уп. в 1763 г.

Епифаний уп. в 1781 г…[12]

Первые упоминания о пустыни в архивных материалах Государственного Архива Рязанской области (ГАРО) относятся к 1743 году. В табеле монастырей Рязанской епархии за 1743 год указано: города Пронска в Спасове монастыре иеромонахов 1, монахов 3, трудников 3.[13] Далее,  в деле о количестве монашествующих в монастырях за 1764 год упоминается игумен Иона.[14] Небольшие упоминания о монастыре и его братии встречаются в делах за 1769, 1771, 1790 годы.[15] К началу XIX века сведения о пустыни и её братии становятся регулярными, что дает возможность подробнее представить жизнь пустыни в это время.

В истории обители прослеживаются несколько периодов.

Первое возобновление приходится на первую половину XVIII века, практически сразу после ее упразднения. По описаниям, составленным в 1739 и 1749гг., в обители тогда было две деревянных церкви: церковь Преображения Господня, где находился образ Казанской Божией Матери, особо почитаемый, и церковь Вознесения Господня.[16]

Конец XVIII века – это время активного строительства и переустройства обители. По описи монастыря, составленной порутчиком Нееловым в 1763 г., в ней уже значилась каменная церковь «Св. Живоначальной Троицы о двух пределах об одном апартаменте», построенная рачением игумена Ионы на собранные от подаяния деньги. В 1763 году отстроен был только предельный храм во имя Преображения господня. Внутреннее убранство второго предела и всей церкви принадлежит помещику Ивану Ивановичу Бурцеву, прах которого покоится в Спасской пустыни. Видимо вклад и усердие Ивана Ивановича в обустройство обители били так велики, что в дальнейшем в описаниях пустыни[17] его упоминают как строителя храма. Переустройством келий для настоятелей и братии (до этого времени они были деревянные и крыты соломой) пустынь уже обязана его сыну Андрею Ивановичу Бурцеву. Им же, вероятно, была устроена и каменная ограда вместо плетневой.[18]

Так уже описывается состояние пустыни в ведомости за 1844 год:

Ограда в оной Пустыни кругом вся каменная, четырехугольная; мерою… 248 сажен… Башни на двух углах, с северной стороны каменная двухэтажная, обе крыты железом, а на двух углах к югу одна деревянная на каменном фундаменте, а другая не докончена.

Церковь каменная во имя Живоначальной Троицы с двумя пределами в трапезе по правую сторону во имя Преображения Господня, а по левую - во имя Успения Божией Матери. Построена иждивением помещика Ивана Ивановича Бурцева в 1765 году, покрыта железом и крашена медянкою.

Церковь утварью достаточная.

По штату положено два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника.

Земли под оною Пустынью находится как внутри и снаружи не более трех десятин; в Данковской округе близ села Ивановского 30 десятин пахотной земли; сенных покосов и лесных угодий не имеется; имеется мельница Михайловской округи при селе Кавертове.

Строения состоят из трех отдельных зданий: настоятельские кельи деревянные на каменном фундаменте, братские кельи деревянные на каменном фундаменте, братская трапезная деревянная на каменном фундаменте. Сверх этого скотный двор с сараями для лошадей и коров и амбар для хлеба.[19] А внутри монастыря устроены пруд и три колодца, в пруд протекающие.[20]

В 1866 году 25 июля Пронская Спасская пустынь праздновала свое второе обновление. Предшествовали данному торжеству следующие события.

К середине XIX века пустынь стала приходить в запустение. Бывший тогда строителем иеромонах Феодосий, просил архиерея о перенесении монастыря в село Толпино Ряжского уезда в связи с непрочностью грунта и грозившей, как ему казалось, опасностью разрушения построек. Но архиепископ Смарагд, обозревая церкви и монастыри Пронска, увидел ошибку настоятеля, что и подтвердило  последующее освидетельствование грунта. Назначенный вместо о. Феодосия настоятелем пустыни иеромонах Самуил, в шесть с небольшим лет восстановил почти упавшую совсем обитель, и по его прошению, святейший Синод оставил пустынь на прежнем месте. Этому событию и были посвящены торжества по случаю обновления обители, состоявшиеся в июле 1866 года.[21]

          Однако строительство продолжалось. И уже в 1867 году в ней была закончена, начатая иером. Самуилом в 1855 г., постройка новой каменной церкови под железной кровлей с двумя престолами; по правую сторону престол во имя трех святителей, а по левую во имя св. мученицы Софии трех дщерей её Веры, Надежды и Любови. Церковь построена иждивением Московского Почетного Гражданина Григория Сергеева Васильева.[22] Им же был возобновлен и Троицкий храм.

В самом же монастыре по ведомости 1878 года уже имелись:

каменный двухэтажный корпус для настоятеля, с тремя внизу холодными помещениями, под железной кровлей; каменный братский корпус под железной кровлей; каменный одноэтажный корпус для братской трапезы и кухни под железной кровлей; близ ворот каменная караулка; а так же имеются сараи, конюшня, амбар, баня крытая тесом, каменный ледник крытый дранкою,  и за оградою против ворот монастыря изба на каменном фундаменте и при оной скотный двор.[23]

          По указу Синода в 1881 году в пустыни было введено общежитие.[24]

В 1893 году настоятелю обители игумену Мелетию пронским купцом Григорием Карловичем Томилиным была передана икона Божией Матери Споручница Грушных, ставшая впоследствии чудотворной.[25]

          К началу XX столетия пустынь представляла собой довольно благолепный монастырь, в котором было три храма. Третья церковь каменная с одним престолом во имя сошествия Святого Духа на Апостолов, холодная, была устроена в жилом помещении на третьем этаже. Эта церковь была построена на средства помещицы Варвары Алексеевны Любавской, а после её смерти достроена на благотворительные средства и освящена в 1903 году.[26]

          В 1913 году по штату были положены: настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживало: настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников.[27]

          Издавна жители города Пронска и его окрестностей любили и почитали свою иноческую обитель. В материалах 973 фонда найдено этому прекрасное подтверждение. Еще в 1826 году жителями города было высказано пожелание об учреждении ежегодного крестного хода 6 августа из Пронского собора и всех церквей города Пронска в Спасскую пустынь, о соизволении чего и вышел указ Рязанской Консистории.[28]

          Начало XX века уготовала обители и её подвижникам иную участь. В 1919 году она была закрыта, а имущество передано в ведение УОтсобесов и землеотделам.[29]

          Изучение истории этой святой обители только начинается. Впереди Архивы Москвы и Санкт-Петербурга. Мы надеемся, что наша работа поможет скорому возрождению пустыни.

Печать

Яндекс.Метрика