YT Avenue - шаблон joomla Авто
  • svirskiy
  • 000
  • 27 сентября -1 октября 2018г. Паломническая поездка в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь
  • График паломнических поездок к деснице святителя Спиридона Тримифунтского в Храм Христа Спасителя г.Москвы
Паломнический центр организует зарубежные поездки, информацию по ним Вы можете уточнить по телефонам: 
8 (4912) 21-06-36, 8 (910) 906-44-44
 

Две истории любви из стародавних времён

1Этим летом посчастливилось посетить мне с паломнической группой Веневский монастырь в Тульской области и город Зарайск. И словно бы окунулся в древнюю историю Рязанской земли, так как эти земли до 16 века являлись юго-западной окраиной Рязанского княжества.

История складывается не только из политических событий, но и из событий повседневной жизни, самыми яркими проявлениями которой являются истории любви. О двух необычных историях любви хотелось бы рассказать.

Рязанское княжество было выбрано особо святым Николаем Чудотворцем в 13 веке. Случилось это так. В 1224 году в городе Херсонес (по-русски Корсунь) явился священнику Евстафию святитель Николай с просьбой взять икону с его образом и отнести в Рязанские земли, ибо, по слову святого, «он образом хочет быть в Рязанской земле, чудеса творить и место это прославить». Евстафий с иконой целый год добирался до Рязанского княжества. По преданию, на месте, где останавливался священник Евстафий с чудотворной иконой, возник затем Веневский монастырь.

Святитель Николай явился также рязанскому князю Феодору Юрьевичу, княжившему в городе Красном (тогда так назывался город Зарайск), и возвестил о прибытии своей чудотворной иконы: «Князь, встречай чудотворный образ мой. Ибо хочу в Рязанской земле быть и чудеса творить, и место сие прославить. И умолю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе, жене твоей и сыну твоему венцы Царствия Небесного». Недоумевал князь от этих слов, так как семьи ещё не имел, но повиновался воле Святителя, вышел из города со всем священным собором навстречу чудотворному образу. С великим благоговением и радостью принял Феодор от Евстафия икону. Это произошло 29 июля (11 августа по новому стилю) 1225 года.

Через несколько лет князь Феодор женился на византийской принцессе Евпраксии, и у них родился сын, названный Иоанном.

Когда в 1237 году войско монголо-татар вторглось в пределы Рязанского княжества, князь Феодор во главе рязанского посольства прибыл в ставку Батыя для переговоров. Батый, узнав о красоте жены князя, потребовал её к себе в наложницы. Феодор ответил надменному завоевателю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому и безбожному царю жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и нами, и жёнами нашими владеть будешь». Рассвирепел Батый от такого ответа и велел убить князя, а тело бросить зверям и птицам на растерзание.

Узнав о гибели своего любимого мужа и, чтобы не достаться врагу, Евпраксия с сыном бросилась с высокого терема и разбилась насмерть (по старо-славянски «заразилась», то есть погибла сразу). Предание говорит, что поэтому место то, а затем и город, стали называться Заразск ( с 17 века Зарайск).

По любви своей Евпраксия совершила, казалось бы, осуждаемый Церковью поступок – покончила жизнь самоубийством, да ещё и с сыном. Но в народной памяти они остались святыми и Церковь не осудила их. Потому что сам святой Николай Чудотворец обещал ходатайствовать перед Господом Иисусом Христом о даровании им венцов в Царстве Небесном. Провидел их судьбу святой Николай, и когда говорил о «венцах», он имел в виду венцы мученичества, принятые по любви.

В Зарайском кремле над местом захоронения святых князя Феодора, княгини Евпраксии и их сына Иоанна стоят три белокаменных креста.

Господь наш Иисус Христос называет любовь крестом, призывая любить друг друга, как Он любит нас, распявшись на Кресте. Но как мало человеческая любовь соответствует этому идеалу! Итак, история вторая.

Впервые в документах Веневский монастырь упоминается под 1408 годом в связи с кончиной и погребением в монастыре смоленского князя Юрия. В старинных книгах рассказывается так: «В граде Смоленске господствовал тогда великий князь Юрий Святославович. Сей великий князь Смоленский, видя нестроение братий своих и междоусобную брань, оставил княжение своё и ушёл в Рязань к тестю своему, великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому. В отсутствии его Витовт, князь Литовский, пленил Смоленск, и супругу его с детьми повелел отвести в Литву. Услышав о таком злоключении града, жены и детей своих, в горести души князь Юрий предался на служение великому князю Московскому Василию, который сделал его наместником града Торжка».

В этом городе он повстречался с супружеской парой – князем Семионом и княгиней Иулианией Вяземскими. Княгиня была очень красива. Князь Юрий так полюбил Иулианию, что готов был на всё. Но Иулиания не отвечала ему взаимностью и говорила: «Никогда не оскверню святое супружеское ложе». Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъярённый князь Юрий погнался за ней с мечом, убил её, а затем, окончательно потеряв рассудок, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку. После этого, как пишет летописец «...бысть ему грех и студ великий и с того бежал в Орду, не терпя горького своего безчестия». Произошло это в 1406 г.

Весной 1407 года чудесным образом было обретено тело княгини Иулиании. Больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывёт против течения тело убиенной княгини и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились.

Не найдя покоя в татарской Орде, князь Юрий вернулся на Русь. Однажды он повстречал монаха-отшельника, который посоветовал князю «оставить тщету века сего и взыскать место для спасения души» – уйти в монастырь. Князь Юрий поселился в Веневском монастыре, и «там в скорби и непрестанном плаче и сетовании о грехах своих впал в недуг телесный… и преставился о Господе в лето от сотворения мира 6917, а от Рождества Христова 1408 года месяца сентября в 14 день (по новому стилю 27 сентября)».

Тяжкий крест любви человеческой пришлось нести князю Юрию, так как человеческая любовь эгоистична и неизбежно приводит к страданиям. Князь Юрий в конце своей жизни осознал это. Примечательно то, что скончался он в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня, показав пример глубокого раскаяния и этим соединившись со Христом.

Примером же супружеской верности явилась жизнь и смерть Иулиании Вяземской. Церковь причислила её к лику святых, объявив днями её памяти 15 июля и 3 января.

В народе и князь Юрий стал почитаться местночтимым святым. До сих пор его могила находится в Николо-Успенском соборе Веневского монастыря у правого клироса в нижнем храме под плитой.

Веневский монас...
Веневский монастырь
Древнейший спис...
Древнейший список иконы Николы Зарайского. 14 в. Находится в Рязанском кремле
Зарайский кремл...
Зарайский кремль
Княгиня Евпракс...
Княгиня Евпраксия с сыном Иоанном
кресты на месте...
кресты на месте захоронения святых Феодора, Евпраксии и их сына Иоанна
место захоронен...
место захоронения смоленского князя Юрия
Святая Иулиания...
Святая Иулиания Вяземская

Игорь Алексеев

Печать

Яндекс.Метрика